После Октябрьской революции 1917 г. социалистическая Россия неоднократно пыталась установить отношения с Японией. В 1925 году между СССР и Японией было подписано соглашение об установлении дипломатических отношений. Что происходило в течении этих семи лет между 1918 и 1925 гг. ? Были ли в Москве японцы ? Что они делали? Попробуем собрать имеющуюся информацию.
7 ноября (25 октября) 1917 г. в Петрограде произошла Великая Октябрьская социалистическая революция. Были приняты «Декреты о мире» и «Декреты о земле». В Петрограде было посольство Японии. В Москве было консульство Японии, которое находилось на ул. Большая Молчановка . В консульстве в 1917 году работало 4 японца : консул Хирата Томоо, Вице-консул Нихей Хёдзи, Секретари Ватанабе Рие и Исида Торамацу. Во время Октябрьской революции консул Хирата уже воевал на Кавказском фронте. Его замещал Кумадзаки Кёё, которого отправили в Москву из посольства в Петербурге. С ним также приехал молодой секретарь Хирата. Кроме дипломатов, в Москве жили журналист (Катагами Нобору) и несколько японских студентов.
В Москве начались сильные бои и беспорядки, которые продлились до конца ноября 1917 года.
В декабре 1917 года Народный комиссариат по иностранным делам через посредство консула Уэда Сэнтаро вступил в полуофициальные переговоры с японским послом в Петрограде по вопросу о пересмотре всех договорных отношений между Россией и Японией, предложив заключить новое торговое и экономическое соглашение, а также конвенцию о положении дел на Дальнем Востоке и на Тихоокеанском побережье. Эти предложения были приняты японским послом Утида Косай для передачи своему правительству. Однако ответа не последовало. Правда состояла в том, что уже с конца 1916 года Токио начал планировать интервенцию на Дальнем Востоке.
22 декабря 1917 года в Париже участниками конференции стран Антанты был одобрен план подготовки интервенции.
12 января 1918 года японский генеральный консул во Владивостоке сообщил местным властям о решении своего правительства направить военные суда в морской порт под предлогом «защиты своих подданных». Исполком Владивостокского совета заявил решительный протест.
15 января 1918 года вышел Декрет об организации рабоче-крестьянской Красной Армии.
17 января 1918 года американский посол в Японии Р.Моррис сообщил в Вашингтон о достигнутой договорённости послать во Владивосток японские и английские корабли.
20 января 1918 года английский посол - дуайен дипломатического корпуса в Петрограде - велел всем уезжать в Вологду, где планировалось временно разместить иностранных дипломатов. 28 февраля японцы приехали в Вологду, но посол Утида решил в город пока не переезжать и временно пожить в вагоне поезда. Через пару дней , оставив трёх сотрудников посольства в Вологде и отправив несколько других через Архангельск и Стокгольм, он с остальными решил через Москву возвращаться в Токио. В Москве он сумел зафрахтовать два вагона и успешно вывезти в Японию всех оставшихся японцев и членов их семей из Петрограда и Москвы. Поезд отправился 2 марта, в Токио прибыл 29 марта 1918 года. В Москве остались три сотрудника японского посольства и один хозяин сети японских магазинов г-н Ёкои. Старейший и опытнейший сотрудник японского посольства Уэда Сэнтаро остался исполнять должность японского консула и наблюдать за обстановкой.
12 марта 1918 года Ленин переехал в Москву. Москва стала столицей нового государства .
Весной 1918 г. Наркоминдел через консула Уэда вновь передал в Токио преложения Советского правительства о пересмотре договорных отношений и заключения нового торгового и экономического соглашения. Ответа не последовало.
3 (14) марта 1918 года был заключён Брестский мир.
В марте 1918 года были наложены санкции на японские товары.
4 апреля 1918 года во Владивостоке агентами японской разведки было организовано провокационное убийство двух японских служащих коммерческой конторы «Исидо» . На следующий день, не дожидаясь расследования, японский адмирал Като высадил десант. В обращении к жителям Владивостока он об’явил, что единственной целью вторжения является «защита японских подданных».
После свержения в июне 1918 года Советской власти на Дальнем Востоке , японские капиталисты начали скупать там земельные участки, заводы и фабрики, приобретать концессии.
В августе 1918 года глава сети японских магазинов в России господин Ёкои Кисабуро был вынужден уехать из Москвы и вернуться в Японию. В 1919 году он попытался приехать в Москву и наладить торговлю с Советами из Батуми, но у него ничего не получилось.
Японский консул Уэда уехал из Москвы , вероятно , в начале 1919 года. Судя по всему, с 1919 года в Москве японцев не осталось.
В 1919 году истекал срок действия рыболовной конвенции 1907 года , заключённой на 12 лет. Используя полную зависимость колчаковского правительства от интервентов, 26 августа 1919 года Япония подписала с ним соглашение о продлении срока действия конвенции на неопределенный срок «впредь до её пересмотра».
В связи с разгромом Колчака в начале 1920 года, размахом партизанского движения, интервенты не чувствовали себя спокойно. Поскольку Япония игнорировала мирные предложения Советского правительства, необходимо было найти компромиссное решение, которое дало бы возможность постепенно вытеснить японские войска и сохранить Дальний Восток . В.И.Ленин указывал, что «вести войну с Японией мы не можем и должны все сделать для того, чтобы попытаться не только отдалить войну с Японией, но, если можно, обойтись без неё, потому что нам она по понятным условиям сейчас непосильна». 6 апреля 1920 года с’езд трудящихся Забайкаль провозгласил образование ДВР.
4 июня 1920 года два японских журналиста Фусэ Кацудзе и Накахира Рё взяли интервью у В.И.Ленина в Кремле в Москве. Они добирались до Москвы с большими сложностями и приключениями. Но, когда они все-таки добрались, их встретили очень радушно. Интервью было напечатано в газете «Майнити» 10 июня 1920 года.
Поскольку до Москвы, по причине Гражданской войны японцам было доехать невозможно, центрами переговоров между Россией и Японией стали Варшава и Дайрен (Дальний) . Японские дипломаты- известные специалисты по России - были отправлены на работу в японские дип.миссии в Польшу и Китай. В августе 1921 года в Варшаве состоялось несколько неофициальных встреч между полпредом РСФСР в Польше Л.М.Караханом и японским посланником Каваками. Советский представитель предложил начать переговоры о восстановлении мира и дружественных отношений.
В Дальнем японцы вели переговоры с представителями ДВР.
21 октября 1921 года был основан Коммунистический Университет трудящихся Востока. 14 декабря 1921 года основатель Коммунистической партии Японии Сэн Катаяма приехал на постоянное жительство в Москву , где стал работать в Коминтерне. С его приездом в Коммунистическом Университете трудящихся Востока стали учиться и японские студенты.
15 ноября 1922 г. ВЦИК РСФСР в соответствии с просьбой Народного собрания ДВР об’явил Дальневосточную республику «в теперешних ее пределах, включая оккупированную иностранными войсками зону, нераздельной частью РСФСР».
30 декабря 1922 года в Большом Театре, на Первом всесоюзном с’езде Советов было об’явлено об образовании СССР.
С конца 1922 года начались интенсивные неофициальные переговоры по подписанию договора между СССР и Японией, известные в истории под названием «переговоры Гото-Иоффе». Советско-японские переговоры завершились подписанием 20 января 1925 года Конвенции об основных принципах взаимоотношений (Пекинской конвенции).
В марте 1925 года большой специалист по России, в то время посол Японии в Польше, Сато Наотакэ приехал в Москву с целью подготовки открытия японского посольства. Посольство было открыто в мае 1925 года. Оно располагалось на Большой Никитской улице. Начался всплеск культурных отношений между СССР и Японией. Было реализовано множество совместных проектов . В Россию приехали работать японские журналисты и другие японские специалисты. Стали переводить много японских и русских книг.
В 1929 г. с образованием «Интуриста» поток туристов из Японии увеличился в несколько раз.
Светлана Хруцкая