Обвал рубля и прекращение поставок спровоцировали резкий рост цен. Даже бюджетные автомобили сейчас обойдутся почти в 2 млн рублей. Причем дилеры утверждают, что это не предел, и готовятся к пустым залам. «Не будет ни машин, ни покупателей», – пишут «РИА Новости», которые постарались разобраться, насколько печальный сценарий ждёт российский автомобильный рынок.
Факторы роста цен
В прошлом году автомобили уже подорожали на треть. По рынку ударили инфляция, рост цен на энергоносители, изменение условий программы льготного автокредитования. Однако главной проблемой стал дефицит микросхем и прочих комплектующих – во всем мире.
Теперь к вышеперечисленным факторам добавился логистический коллапс. Из-за ситуации на Украине и санкций Volkswagen, Audi, General Motors, Citroen, Mercedes-Benz, Skoda, Jaguar, Land Rover, Porsche, Peugeot, BMW прекратили поставки. В Volvo заявили об остановке производства и продаж автомобилей в России.
Цены в салонах взлетели еще на 30-50%. Многие дилеры уже убрали ценники и прайс-листы, потому что стоимость меняется чуть ли не ежедневно.
Подорожали даже популярные авто из бюджетного сегмента. Например, в декабре-январе Kia Rio в базовой комплектации стоила менее миллиона. Сейчас – на 700 тысяч больше. И даже за такую стоимость авто нужно ещё найти. В столичном автосалоне «Автогермеc KIA» отметили, что в конце февраля «люди расхватывали машины. Те, что стоят в салоне, – все забронированы. Новых поставок не ждут. Купить по старой цене можно, только если кто-то откажется от заказа».
«Марс-Моторс» (официальный дилер Hyundai) предлагает самый бюджетный и востребованный автомобиль Huyndai Solaris (автомат в базе) за 1,7 млн рублей. Там же приводят пример резкого подорожания: «Последняя Huyndai Сreta ушла за 2,1 млн, – уточнил менеджер салона. Осенью эта модель стоила 1,2-1,3 млн, к концу года с учетом дилерских "допов" – полтора».
Схожая ситуация и в «Аарон-Авто» (официальный дилер Peugeot и Citroen). Рекомендованная розничная цена Peugeot 2008 с механической коробкой в базовой комплектации 2,2 млн, на деле выходит больше трех.
Казалось бы, сложившаяся ситуация выгодна для отечественного автопрома, ведь спрос на продукцию «АвтоВАЗ» будет расти. Однако, как замечает Олег Зевакин, генеральный директор «АвтоАссист», без импортных комплектующих завод способен выпускать только классическую Lada Niva. И в данный момент конвейер остановлен.
Московский завод Renault тоже встал – пока до 9 марта.
«Вариантов с замещением электронных деталей нет. К сожалению, за 30 лет отечественная промышленность не научилась производить работоспособные полупроводники и чипы», – констатирует Анна Бодрова, старший аналитик ИАЦ «Альпари».
Кроме того, отечественный автопром тоже подорожал, хоть и не так сильно, как западные аналоги. С 1 марта цены на все модели Lada повысили в среднем на 147 тысяч рублей (плюс 15,4%). Таких скачков не было десятилетия, отмечают эксперты и прогнозируют скорое подорожание еще как минимум на треть.
Сдерживание спроса
В сложившейся ситуации дилеры отмечают, что их цель не распродать всё, а наоборот сдержать спрос. Ведь «то, что есть на складах или проходит таможню, – это максимум на месяц–полтора», – поясняет Елена Сафонова, управляющий директор управления по работе с автодилерами и автопроизводителями компании «Ренессанс страхование».
Как отмечает Андрей Терлюкевич, гендиректор ГК «АвтоСпецЦентр», мы всё ещё можем покупать китайские и корейские авто, потому что граница с КНР открыта. Однако отказ крупнейших операторов контейнерных перевозок от доставок грузов в Россию может повлиять и на них.
Нехватка запчастей
Серьезных перебоев ждут с запчастями, по некоторым маркам они подорожали на 15%. Сергей Пиголкин, директора CarClick.ru, прогнозирует трудности даже с прохождением ТО у дилеров: на складах запас всего на пару недель.
«Некоторые европейские производители закрыли отгрузки на срок от семи до десяти дней – это пока. Они не знают, по какой цене отгружать: курс рубля абсолютно непредсказуемый. Транзит через Украину невозможен. Латвия и Литва ввели новые таможенные формы, там полная неразбериха. Грузовики попросту стоят. Очевидно, через две-три недели мы столкнемся с нехваткой комплектующих», – подтверждает Данил Соловьев, сооснователь международной сети автосервисов Fit Service.
Не всё так плохо
Отметим, что речь идёт лишь о приостановке поставок и заводов. Об уходе с российского рынка пока никто не говорит. Как утверждают инсайдеры, бренды ещё не приняли четкого решения на этот счет.
«РИА Новости» уверены, что в перспективе рынок вполне способен переориентироваться на отечественные, корейские и китайские авто. В Россию могут зайти и автоконцерны из Индии, например Mahindra.
«Многие китайские марки официально подтвердили, что остаются на российском рынке и работают в штатном режиме. Кроме того, на фоне взлета продаж в 2021-м потянутся и другие автопроизводители из КНР – Foton, BYD, Saik», – прогнозирует Сергей Власов, эксперт маркетплейса «Банкавто».
«Если автомобильные заводы, построенные в последнее время в России, европейцы оставят, китайцы их с удовольствием займут», – уверен Алексей Макаров, директор по развитию автодилера «Нижегородец».
В нашу пользу играет и величина рынка. Компании заинтересованы в том, чтобы удержаться на нём.
Что касается советов, эксперты «РИА Новости» рекомендуют воздержаться от покупок сейчас и занять выжидательную позицию.
Вы последуете этому совету или настроены на покупку авто прямо сейчас? А может, уже купили новую машину?