Придворные переглядывались. Они привыкли видеть совсем другую королеву Франции: с пышной причёской, в россыпи бриллиантов и широких юбках. А на парадном портрете им показали молодую женщину в простой белой рубашке. Недовольных голосов было так много, что картину пришлось убрать. Но модницы взяли на заметку. И вскоре уже никого не удивляло, что на бал знатные дамы приходили в лёгких белых платьях, похожих на обычные сорочки.
Восемнадцатый век – торжество роскоши. Всё-всё предельно усложнилось: мебель обзавелась замысловатым декором, на платья тратили в три раза больше ткани, чем столетие назад, волосы укладывали в многоэтажные прически. Поддерживать такой образ жизни было дорого. Неудивительно, что щёголи той эпохи очень быстро бросали по ветру свои состояния.
У королевы Франции, Марии-Антуанетты, была в распоряжении целая казна. С 1774 по 1789 год она одна потратила 5 миллионов ливров. Будучи постоянно на виду, она каждый свой выход обставляла с блеском: роскошные платья, изготовленные лучшей модисткой королевства, Розой Бертен, изумительные драгоценности, великолепные экипажи… «Мадам дефицит» её называли в народе совсем не случайно…
Популярность королевы стала падать. Супруг аккуратно просил Марию-Антуанетту о сдержанности в тратах. Плюс к этому философы воспевали простоту и близость к природе. Жан-Жак Руссо, к словам которого прислушивались в обществе, говорил о сельской пасторали. Пришла новая мода – на деревенскую жизнь и максимальное упрощение. Главная модница Франции, королева Мария-Антуанетта, с удовольствием её поддержала.
В 1782-1783 годах для неё была построена целая деревня. В этой части Версальского парка королева лично кормила птиц и коз, гуляла возле пруда и любовалась маленькими уютными домиками. Глоток свежего воздуха после скучных церемоний и сложного этикета.
Шёлк и бархат для таких прогулок не подходили. В корсете было невозможно наклониться и погладить милую овечку. Королева-пастушка нуждалась в новом гардеробе, и Роза Бертен разработала для неё эскиз платья-рубашки. Простое по покрою (чтобы одеться теперь не требовалась горничная), легкое, воздушное, оно так понравилось Марии-Антуанетте, что королева решила заказать свой портрет в этом удивительном образе. В 1783 году картину представили на обозрение публики.
И общество сказало: «Ах! Как же она могла?».
«Это что же, - возмущались консервативные знатные дамы, - нам теперь приходить в сорочке на бал? Ради прихоти королевы?»
Общее недовольство в тот момент перевесило. Портрет убрали и заменили новым, написанным всё той же Элизабет Виже-Лебрен. На нём Мария-Антуанетта предстала в традиционном виде: шёлк, драгоценности, кружева и страусиные перья.
Но моду по указке не изменить. Немало женщин с восторгом приняли платья-рубашки: в них было удобно. После тяжелых конструкций фижм, которые иногда не помещались в дверные проемы и вызывали сложности при посадке в экипаж, им предложили замечательные, воздушные и – что немаловажно – дешевые платья. Теперь не требовались гроздья бриллиантов. Простой образ, дополненный шалью и соломенной шляпкой с цветами, восхитил герцогинь и принцесс. Заказы портным посыпались моментально. Да, в сорочке на бал.
Легкие наряды последних лет монархии прижились. До первой трети девятнадцатого века, с некоторыми изменениями, они продолжали оставаться на пике моды. Да, во времена Директории и Империи фасоны стали несколько другими, но принцип простоты сохранился. В сорочке на бал шли модницы времен Наполеона и Александра I, придворные дамы эпохи позднего Георга III и испанского Карла IV.
Роза Бертен, создавшая знаменитый образ Марии-Антуанетты, после революции уехала в Лондон. Но она вернулась во Францию, и работала уже для новой первой дамы – для императрицы Жозефины. Её не стало в 1813 году, спустя двадцать лет после её самой главной заказчицы, королевы Марии-Антуанетты.
О другой причудливой моде восемнадцатого века - на причёски - читайте в моей статье "У вас в причёске мышь".
#наука #история #короли #мода #красота #знаменитости
Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!
Лайки помогают развитию канала!