Впервые с его продукцией я познакомился в 2002 году, когда работал на буксире "Вал". После выгрузки на выходе из Керченского пролива серы с очередного ржавого "крокодила", как мы между собой называли старые мятые баржи на 3000 тонн, мы вернулись с ним на рейд Азово-Донского морского канала. Здесь нас ждала сияющая свежей краской баржа нового типа, гружёная аммиачной селитрой насыпью, которую надо было отбуксировать в Николаев.
4000 тонн, двойные борта и дно, своя балластная система. На этом снимке гораздо более позднего времени D-4001 уже потёрта слегка. В 2009-м прошла модернизацию, как и её систершип D-4002
Длина сравнима с длиной футбольного поля - 97 м, ширина 16,7 м.
На ней я впервые увидел табличку завода, где они строились, в городе Навашино Нижегородской области. Мне это тогда ничего не говорило, а место между тем интересное.
Современное АО "Окская судоверфь" имело за свою историю много имён, а начиналось как "Мордовщиковская судоверфь Общества Коломенского машиностроительного завода". В 1907 году этот завод получил заказы на строительство нефтеналивных барж. Чтобы не возить металл с принадлежащего ему Кулебакского металлургического завода далеко, решили построить новую верфь поближе к нему. Вот так вот всё просто решалось, без всякого Госплана.
А к тому времени Гороховецком судостроительном заводе уже строилась первая такая баржа, "Марфа Посадница" грузоподъёмностью 10 000 тонн, только представьте себе! На тот момент крупнейшая в мире. Одним из создателей проекта был наш знаменитый инженер Владимир Григорьевич Шухов
На Мордовщиковской верфи решили строить баржи по этому же проекту. Тут надо знать такую тонкость. Конечно, никаких доков, никаких слипов для таких судов не существовало. Их собирали в так называемых судовых ямах на деревянных клетях. Корпус должен был быть собран за зимний период, а половодьем прибывшая вода поднимала его и можно было вывести к достроечной стенке. Вот судояма Мордовщиковской верфи 1911г.
Простое ли дело, когда надо было успеть раскроить металл, а в нём требовалось пробить 3,9 млн отверстий, заготовить столько же заклепок, разогреть их, расклепать и зачеканить! Первой мордовщиковской гигантской нефтеналивной баржей, с трудом достроенной на плаву уже в Астрахани, была «Екатерина Великая» (принята заказчиком, «Т-вом Бр.Нобель» 23 августа 1908 года). Она была практически копией «Марфы Посадницы».
А далее дело постепенно наладилось. Другие баржи этого типа:
Они несли косые паруса для увеличения скорости. Грузоподъёмность- до 10000т, Длина = 153,36 м, Ширина = 21,30 м.
Конечно, строились баржи и меньших размеров, к 1912 году завод стал их основным производителем для Волги и её притоков. А параллельно предприятие производило фермы мостов для Волго-Бугульминской, Московско-Казанской, Троицкой, Забайкальской, Семиреченской, Житомирской и других железных дорог.
К 1917 году судоверфь построила более 60 судов общей грузоподъемностью свыше 200 тысяч тонн, в том числе более 39 барж, более 20 землеотвозных шаланд, а также грузопассажирские пароходы, буксир и шхуну.
С 1928 по 1940 годы предприятием построено 14 самоходных и 125 несамоходных судов общей грузоподъемностью около 450 тысяч тонн. А с 1934 года стали строить (и делают это до сих пор) понтонные парки для преодоления водных преград подразделениями Красной Армии. В том же году стали строить колёсные буксиры
За время войны построено 86 понтонных парков Н2П, 10 понтонных парков ТМП и 162 катера понтонного парка СП-19.
Перечислять все типы судов, в том числе и морских, строившихся в Навашино, было бы слишком утомительно. Вот некоторые из них:
А как там внутри?
Всё это строится не в единичных экземплярах, а сериями.
2018—2019 годы — предприятием построены 8 сухогрузных судов проекта RSD32M.
2019 — настоящее время — предприятием строятся 18 сухогрузных судов проекта RSD59. Вот таких:
Для одного завода темп совсем неплохой. Кроме того, изготавливается и другая традиционная продукция - мостовые конструкции и понтонные парки для армии
Так завод выглядит:
Герб города Навашино:
Так что это ещё одно подтверждение, того, о чём я уже писал: О судостроении в России. Пациент скорее жив, чем мёртв.
.............................................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь