Найти тему
дневник ролевика

О казенных самокатах Русской императорской армии

Появилось у меня, кажется, новое хобби - публиковать старые заметки из древних-предревних, дореволюционных еще, военных журналов. Прямой взгляд сквозь время: там пишут зачастую такие вещи, которые не обнаруживаются более нигде. И вещи эти, как правило, посвящены конкретике - каким-то важным мелочам, нюансам быта, использования техники, обучения войск и т.п.

Вот, например, сегодня случайно попалась маленькая заметка о военных самокатах РИА. Все тот же мой любимый "Разведчик", № 275 (1896 г.).

"Как обнаружила практика последних двух лет, казенные самокаты, отпущенные в полки из Петербургского арсенала, далеко не оправдали возлагавшихся на них надежд. Прежде всего самокаты эти, при колесах на сплошных шинах, обладают чрезмерной тяжестью, способной парализовать силы лучшего ездока, по мало-мальски плохой дороге, ко всему этому трущиеся части пригнаны далеко не совершенно, например, в современных самокатах, даже самых дешевых, педали вращаются на шариках, тогда как в казенных они сделаны на конусах. Бывшие случаи поломок этих самокатов указывают на непрочность материала, на несовершенство их устройства и на отсутствие в раме общей связи, исправление же этих поломок обходится очень дорого, потому что ни одна из существующих фабрик не имеет подобных частей, их приходится изготовлять ручным способом, что обходится очень дорого.
Несение ординарческих обязанностей на казенных самокатах возможно только по хорошим шоссейным и грунтовым дорогам. Все эти данные настоятельно говорят в пользу выработки нового типа военного самоката."
Подпись: Velo.

Самокатами тогда именовались велосипеды.

Какую именно систему самокатов имеет в виду Velo, он не уточняет, и на это могут быть две причины: либо "все и так знают", либо упоминать подобные вещи (марки, модели) в статье критического характера в то время было нежелательно. Я же гадать не стану - в самокатах сто-с-лишним-летней давности не разбираюсь))

Замечу лишь, что самокатчики в описываемое время чаще всего исполняли функции курьеров. Была создана даже особая служба "Летучей почты".