Итак, на входе – проигрыватель RCD-1572, подключенный по обычному «небалансу», а к выходным терминалам усилителя присоединены две пары акустики для сравнения – системами А будут у нас относительно легкие, но очень требовательные двухполосные мониторы B&W 705 Signature (8 Ом), а системами B – куда более тугие напольные Dynaudio Evoke 50 (4 Ома).
При любом раскладе модернизированный усилитель справляется с нагрузкой, простите за расхожий термин, играючи. Он дает мощнейший быстрый и ударный бас без тягучих расхлябанных послезвучий даже если включить одновременно обе пары! Интересно, на что же способен тогда еще более мощный RA-1592MkII?
Как существенный плюс отмечу, что усилитель не навязывает своей трактовки и дает в полной мере «высказаться» именно колонкам. Связка с относительно недорогими Dynaudio — это глубина, мощь и поток теплой энергии. Середина чуть притемнена, верхний регистр смягчен. Саунд наполнен басом с самых низких тектонических основ. Сцена хорошо поделена по планам и если в записи прописаны самые удаленные эшелоны, то они выстраиваются именно там – далеко за передней линией.
Тандем с эстетскими «британцами» – это ясность, супер скорость и богатейшая микродинамика. Сцена широкая, исключительно образная, с открытым средним и верхним регистром. Такая система способна передать и вокал во всех подробностях, и по-настоящему блеснуть оркестровой медью – мощно и элегантно, но без визгливых или обжигающих слух гармоник (впрочем, такой же фантастической тональной ясностью в самом трудном для воспроизведения и «огнеопасном» диапазоне обладал и куда более дорогой тандем из Michi X5 и Bowers&Wilkins 804 D3 2). Бас немного поверхностный, но очень боевой. Верх чистый и нейтральный.
Теперь переходим на цифровое коаксиальное подключение и слушаем те же CD. Кстати, ЦАП в проигрывателе компакт-дисков сделан на довольно древнем, но вполне музыкальном чипе от Wolfson, но теперь тракт проложен в обход и следует через новый DAC от TI. Разница в подаче существенная – сцена прозрачнее, тарелки чуть острее и еще чище, середина не так выпукла. Ни в деталировке, ни в пластике звучания особого выигрыша нет.
Для полноты эксперимента подключаем по цифре стример/тюнер Rotel T14, чтобы послушать те же CD, но уже в виде срипленных файлов, передаваемых по сети при помощи DTS Play-Fi. Результат удивительно похож на описанный выше – конвертор от Texas Instruments дает более прозрачное и динамичное на высоких частотах звучание.
Кстати, такой характер отлично подходит, когда Rotel спариваешь по Bluetooth со смартфоном. Самый нижний «слой» музыкальных подробностей при таком подключении все равно «съедается» кодеком, поэтому жалеть не о чем, зато вовсе не чувствуется динамической зажатости. Незаметны и артефакты на ВЧ.
Иными глазами начинаешь смотреть на RA-1572MKII, когда источником становится подключенный по USB «макбук». Звучание получается более упорядоченным и детальным, нет ни малейшего намека на компрессию, а каких-то грязных «аппаратных» оттенков вообще ноль (напомню, что слушаем не самый дорогой усилитель). Придраться можно только к точности фокусировки виртуальных образов в сцене – у тех же Michi она была острее и голографичнее.
О разрешающей способности такого тракта лучше всего говорит следующий факт – на слух запросто улавливается смена частоты передискретизации на выходе USB. Если поток 44,1 выводится как есть или в кратном значении (88,1 или 176,4), то все прекрасно. Если выставить 192 или 384, требующие более сложного пересчета, то слегка замыливается вся наиболее колоритная фактура в басах, а на ВЧ появляется крошечная добавка звонкости.
Ноутбук + Roon в сочетании с модернизированным усилителем – вообще озарение. А некоторые вещички с Tidal Master в максимальном качестве MQA – озарение вдвойне. Такое ощущение, будто запись воспроизводится уже не в привычном стерео, а с дополненной пространственной информацией, в самых мелких штрихах. Параллельно возникает стойкое ощущение, будто скачком выросла в классе и вся воспроизводящая система.
Но у такого супер разрешения и обратная сторона. На усилителе с новым ЦАПом также отчетливо слышно, что контент, который предлагают стриминговые сервисы как самый качественный, бывает, звучит и не лучше фирменных релизов на CD. Может, поэтому Rotel и не спешит внедрять в свои компоненты различные потоковые платформы?
Слушал Руслан Тарасов
Rotel RA-1572MKII
Производитель: Rotel Europe/The Rotel Co, Ltd (Япония)
rotel.com
Входы: стерепара XLR, 3 стереопары RCA, Phono, 2 коаксиальных S/PDIF, 2 оптических TOSLink, USB Type B (PCM до 32 бит/384 кГц, DSD64, DSD128 (Native или DoP), MQA), USB Type A || Беспроводное подключение: Bluetooth (AAC/aptX) || Сопротивление на входах: 100 кОм (47 кОм на Phono MM) || Выходы: «джек» 6,3 мм, 2 SUB, PreOut RCA || Выходная мощность: 120/200 Вт (8/4 Ом) || Воспроизводимый диапазон: 10 Гц – 100 кГц (+/-0,5 дБ) || Отклонения RIAA: +/-0,5 дБ || Отношение сигнал/шум: 100/100/80 дБ (RCA/Digital/Phono) || Гармонические искажения: менее 0,018% || Интермодуляционные искажения: менее 0,03% || Демпинг-фактор: 300 || Потребляемая мощность: 400 Вт || Габариты (ВхШхГ): 144 x 431 x 358 мм || Масса: 13,63 кг || Цена: 147 000 руб.