Найти тему
Беерот Ицхак

Война, Пурим и Сгула рава Хаима из Воложина

В эти дни адара и Пурима мы не можем радоваться, когда наши братья-евреи находятся в опасности!

Все происходящее омрачает каждое еврейское сердце! Хочу напомнить слова великого духовного наставника ешив Мир и Поневеж, р. Йехезкеля Левинштейна, сказанные им в Пурим, незадолго до ухода в Высший Мир. Привожу по памяти, близко к тексту оригинала: «Что было до всего — один Всевышний, что будет после всего — один Всевышний, и сейчас есть только Всевышний, и это — весь Пурим!». Объясню это: в дни событий Пурима наш народ увидел и постиг, что все-все, даже самое большое зло (Аман хотел нас уничтожить за один день!) — все и всегда является орудием Его абсолютной власти, ведущей к раскрытию цельного бесконечного добра Творца.

Знание и ощущение этого — это лучшая защита от всех врагов! Это и есть великая, многократно проверенная, сгула рава Хаима из Воложина из книги «Нефеш а-Хаим» (Врата 3, глава 12).

Вот важнейший принцип и удивительное средство [סגולה נפלאה] удалить и убрать от себя все проявления качества суда и чужеродные желания, чтобы не смогли справиться с человеком, и чтобы от их действий вообще не осталось никакого следа. Это когда человек определяет в сердце своём и утверждает: «Г-сподь — это истинный Б-г, кроме Которого во всём мире нет никакой другой силы, и простым единством Которого полны все миры». И игнорирует, и полностью отрицает в сердце своём любые другие силы и желания. И подчиняет чистоту мыслей своих только Единому Властителю и прилепляется к Нему. За это Всевышний, благословен Он, учинит ему так, что отступятся от него все силы и поползновения в мире, и не смогут причинить ему вообще ничего… Более того, Он сделает так, что произойдут для него удивительные события и чудеса, противоречащие естественному порядку вещей. Человек непреложно истинно подчиняется и прикрепляется чистотой веры своего сердца единственно и исключительно к Нему, благословен Он, а для Него — в каждое мгновение всё равноценно. И тогда может действовать в соответствии с установленными Им законами природы или в противоречие им. Это проявилось в делах Ханины бен Доса, который всегда постановлял, говорил и действовал в соответствии со Его волей, даже вразрез с законами природы. Как сказано (Таанит, 25а): «Тот, Кто повелел маслу гореть, пусть повелит уксусу, чтобы он горел». То есть для Него, благословен Он, одно равносильно другому. И благодаря этому Всевышний пожаловал ему [и уксус загорелся, как масло]. С ним произошло много таких случаев, и Талмуд приводит удивительные факты из его жизни. [Конечно, этому предшествовало безусловное исполнение воли Творца. Недаром Талмуд называет его «рабом перед царём» (Брахот, 34б).]

От редакции. В этой главе «Нефеш а-Хаим» преподносит нам удивительное открытие: даже человек, далёкий от величия и цельности знания Творца и Его всесилия, не ощущающий Его единства, не достигший высокого уровня в уповании на Него, попав в тяжёлую ситуацию, может частично или полностью снять с себя воздействие разнообразных сил. Для этого он должен укрепиться в вере в Единого Творца. Конечно, изначально это требует серьёзной подготовки и постоянной работы.

Требуется уяснить и ощутить, что Всевышний — велик, что Он царствует над миром, причём царствует постоянно, и власть Его абсолютна, и властвует также над каждым, в том числе — над всеми «сильными мира сего» и над каждой ракетой и снарядом. Как сказал об этом великий Хафец Хаим — «у каждой пули есть адрес»!

Надо помнить об этом, и вместе с этим быть осторожным (и знать, что вероятная опасность для жизни отодвигает соблюдение Шаббата!).

Желаю вам, нам и всему нашему народу мира, и истинного чуда Пурима!

Источник