Найти в Дзене
Хьюстон, у нас отмена

Машинист объяснил, почему контактный провод натягивают зигзагом, а не по прямой

Кто бы мог подумать, но оказывается контактный провод для электровозов натягивается не по прямой, а зигзагом. Чтобы это увидеть, нужно внимательно присмотреться в эту паутину проводов и подвесов. Самый нижний и есть контактный провод.

И как можно заметить, он действительно натянут не по прямой, а в форме зигзага, т. е. ломаной линии. Причём здесь же можно увидеть и элементы контактной сети, которые подвешивают провод, а также и те, которые задают этот характерный зигзаг. А это значит, что его повесили так намеренно. Причём если просто смотреть на электровоз и его токоприёмник (пантограф), то этот эффект зигзага не особо виден.

-2

На графической схеме показан этот зигзаг. Здесь изображены и пронумерованы опоры. От них идут консоли. И к ним крепятся все подвесы контактного провода. Две параллельные линии - это изображены рельсы. Линия по центру - это так называемая ось пути. Именно от неё и отсчитывается то самое смещение контактного провода вправо и влево поочерёдно.

-3

И отсюда возникает вопрос: зачем вообще подвешивать контактный провод зигзагом намеренно, если проще сделать это по прямой?

И как объяснил машинист электровоза, зигзагообразное подвешивание контактного провода нужно для того, чтобы этот провод не распилил пополам контактные вставки и полозы токоприёмника. Потому что этот провод фактически как струна, и при длительном скольжении по одному и тому же месту, он просто перепилит токоприёмник пополам.
-4

Если посмотреть на токоприёмник сверху, то можно увидеть, что на его полозах есть медные контактные вставки. Медные они потому что хорошо притираются, не искрят и хорошо проводят ток. Но поскольку медь - металл довольно мягкий, то контактный провод может со временем его перерезать, а затем и сам полоз. Разумеется это приведёт к дорогостоящему ремонту или полной замене всего пантографа. И чтобы этого избежать, нашли способ - сделать так, чтобы контактный провод изнашивал эти вставки полоза по всей площади, а не в одном месте.

-5

Когда электровоз едет, то пятно контакта гуляет туда-сюда, то вправо, то влево по всей ширине контактных вставок. И поэтому риск распила пополам отсутствует. И всё это благодаря зигзагообразному подвешиванию контактного провода.

Что же касается самого смещения провода от так называемой оси ж/д пути, или же от середины контактной вставки полоза, то на прямых участках оно достигает 300 мм в каждую сторону. Т. е. амплитуда равна 600 мм.

-6

На криволинейных участках смещение от центра доходит до 400 мм. При этом специалисты (СЦБисты) следят, чтобы это смещение не было более 500 мм.

Что же касается зарубежного опыта, то в ряде стран смещение провода от оси при зигзаге составляет 150 - 400 мм.