Белокаменные домонгольские церкви являются свидетельством высочайшего расцвета культуры Древней Руси. Классическим совершенством отличается Дмитриевский собор во Владимире. Утонченной гармонии полон облик храма Покрова на Нерли. Изысканной белокаменной резьбой знаменит Георгиевский собор в Юрьеве-Польском.
Старый знакомый, большой любитель и знаток русской архитектуры, узнав о нашем намерении съездить в Юрьев-Польский, не преминул дать хороший совет: «Смотреть резьбу там надо рано утром или уже на закате, когда солнце даёт длинные тени. Лишь при таком освещении детали рельефов рисуются чётко».
Второй вариант оказался вполне реальным - в отдалённый городок Ополья наша команда отправилась из Владимира уже далеко за полдень. И наконец, после 70-ти вёрст пути, впереди в закатном солнце загорелись золотые кресты церквей Юрьева-Польского.
Георгиевский собор был последним белокаменным храмом, построенным во Владимиро-Суздальской Руси до татаро-монгольского нашествия. Он возведен в 1230-1234 гг. стараниями Святослава Всеволодовича, удельного князя Юрьевского. По свидетельству Тверской летописи, князь «сам бе мастер», то есть, сам был и архитектором, и главным куратором строительных работ. И надо признать, с обязанностями «храмоздателя» справился блестяще.
Возведенный храм поражал современников своим великолепием. По отзывам летописцев, Святослав Всеволодович «созда паки церковь чудну зело, вельми украси ю резным камением от подошвы до верху – святых лики и праздники» …
На современных реконструкциях предстает величественный княжеский собор, сочетающий в своём облике торжественную монументальность с невиданным богатством декоративного убранства.
Судьба уникального памятника сложилась непросто. В годы ордынского лихолетья он долго пребывал в забвении и сильно обветшал. В 1445 году с храма упала глава, затем обрушились своды, превратилась в руины южная стена. Частично, до половины высоты, сохранился северный фасад.
О драматической участи древней святыни стало известно великому князю Ивану III. В 1471 г. он повелел направить в Юрьев-Польский «государева каменных дел мастера» Василия Ермолина. На месте зодчий принял важное решение – максимально сохранить уцелевшие части строения, не стёсывая с белокаменных блоков древние рельефы.
Задача перед Ермолиным стояла чрезвычайно сложная. Изрядная часть блоков к тому времени была утрачена. Как мог, он заново сложил грандиозный каменный «пазл», руководствуясь где-то собственной интуицией, а зачастую просто желанием связать в единый монолит разбросанные вокруг резные квадры. И тем самым, сберечь их для потомков.
Для полного восстановления собора Ермолину явно не доставало белого камня. Храм пришлось перекрыть сводами примерно на половине их былой высоты, а сверху увенчать грузной главой, зрительно уравновешивающей приземистый четверик. По крайней мере, постройка оказалась весьма прочной - в таком виде Георгиевский собор успешно дошел до нашего времени.
Сегодня 450 белокаменных рельефов Георгиевского собора признаны одним из величайших творений древнерусского искусства, соизмеримым по своему значению со «Словом о полку Игореве». Они также заключают в себе немало загадок. Сюжеты их до конца не расшифрованы, и остаются предметом жарких дискуссий.
Пытливый исследователь Георгиевского собора, советский историк и искусствовед Георгий Карлович Вагнер (1908-1995), выделял в резьбе храма 6 основных композиций:
- «Троица»;
- «Распятие»;
- «Семь отроков эфесских»;
- «Даниил во рву львином»;
- «Три отрока в пещи огненной»;
- «Вознесение Александра Македонского»;
По его мнению, в декоративном убранстве собора угадываются авторские почерки 8 -11 мастеров, работавших под единым началом выдающегося скульптора.
В целом его творческий замысел мог представлять собой грандиозную картину мироздания – от процветшей земной тверди с растениями и диковинными зверями, до горних высот - с сонмами ангелов, внимающих слову Божьему.
Среди рельефов есть изображение экзотического для Руси животного – слона. Если честно, при знакомстве с собором «слона то я и не приметил». И лишь позже, разбирая снимки, с трудом нашел его на одном из кадров.
Можно добавить, что Георгиевский собор стоит на территории древней крепости, окруженной валами. С их высоты маленький городок виден как на ладони. В день визита в соседнем ресторане шумно гуляли свадьбу, сотрясая тишину громовыми возгласами «Горько-о»! На площади молодежь каталась на скейтбордах. Уже смеркалось, пора было собираться домой