Судьба этого замечательного, по-настоящему светлого фильма о героях московской коммуналки, долго не складывалась.
Говорят, что суеверные режиссеры за такие проекты не берутся, но Михаил Козаков поучаствовал в судьбе этой истории дважды и не только добился разрешения на съемки, но и пошел ради нее на личные жертвы.
История молодости Леонида Зорина
В основу фильма легла пьеса Леонида Зорина, в которой автор почти с биографичной точностью описал годы своей молодости и период, когда он сам, молодой драматург и литератор, приехал из Баку и поселился в комнате меньше десяти метров в восьмикомнатной коммунальной квартире в самом центре Москвы.
Со временем главный герой пьесы — Костик Ромин — стал настоящим альтер эго драматурга и появлялся во многих его произведениях.
Переписанные и приукрашенные события фильма все до единого так или иначе произошли и в реальной жизни Зорина, но после многократных правок, восстановить их историческую точность уже невозможно.
Театральная постановка
«Покровские ворота» зрители впервые увидели на сцене Театра на Малой Бронной.
Михаил Козаков, влюбленный в пьесу после первого же прочтения, сделал все, чтобы спектакль стал украшением репертуара, но критики не оценили.
На пьесу, которая с успехом выходила уже третий сезон, вдруг обратили внимание, назвали пустой, анекдотичной, поверхностной и далекой от реальной жизни.
Уже через несколько недель после рецензии появились первые слухи о запрете спектакля.
Эти события (1981 год) совпали с уходом из театра и самого Михаила Козакова.
Как только он покинул театр, спектакль убрали из репертуара.
А почему бы не снять фильм?
Это неприятное событие Козаков и Зорин переживали вместе. Именно тогда им и пришла идея снять фильм.
Опыт кинорежиссера у Козакова уже был — картину «Безымянная звезда» (1978) точно также долго не хотели снимать, поэтому первый отказ режиссера не удивил и не расстроил.
Удивился Михаил Михайлович чуть позже, когда был вызван на ковер к одному из руководителей Госкино для «личного разговора». Суть предложения была следующей:
— Вы сыграете Дзержинского, а мы вам разрешим снимать «Покровские ворота».
Козаков, не думая ни минуты, согласился. Он даже не сразу поверил, что так легко добился разрешения на съемку. Правда через несколько дней он получил бумаги из Госкино, где значилось, что товарища Дзержинского он будет играть в фильмах «20 декабря», «Государственная граница» и «Синдикат-2».
Все договоренности актер выполнил, сыграл во всех трех фильмах, а нам подарил замечательный фильм, на долгие годы вошедший в историю кино и покоривший сердца зрителей. В общем, оно того стоило!