Давайте сразу сделаю одну важную ремарку:
Все эти рекомендации нужно делать после того, как вы приведёте в относительную норму собственное эмоциональное состояние.
Иначе толку будет мало. Ваши люди будут мгновенно считывать ваш внутренний дисбаланс и это будет давать ощущение неискренности, неконгруэнтности (расхождение того, что вы говорите и делаете, с тем, что вы думаете и чувствуете).
Поэтому если вам не помогают быстрые способы снятия напряжения (дыхание, релакс-мероприятия, музыка, физические нагрузки и т.д.), лучше обратитесь к психологу. Сейчас очень многие оказывают и бесплатную помощь.
А потом можно и к команде выходить и брать управление состоянием сотрудников в свои руки.
Это точно стоит делать, иначе климат в коллективе будет непредсказуем и выйдет из-под вашего контроля.
1. Давайте ИНФОРМАЦИЮ людям ЕЖЕДНЕВНО.
Отсутствие информации во времена неопределённости сильно повышает уровень тревожности.
Многие мне в Директ пишут, что их беспокоит и нервирует, что руководители молчат, как будто ничего не происходит, только больше давят и требуют.
Даже если вы считаете, что вам нечего сказать людям, потому что вы и сами ничего не знаете, всё равно говорите.
Например, о том:
⁃ что сейчас решения могут меняться несколько раз в день, будьте к этому готовы,
⁃ что сейчас составляется несколько планов действий на случай разного развития событий,
⁃ что на этот день/неделю наш основной фокус внимания на это…,
⁃ чем наша работа сейчас полезна, и кто в ней по-прежнему нуждается.
Может быть вы и не скажете ничего конкретного, но людям важно получать хоть какую-то информацию именно от руководителя.
Поэтому проводите ежедневные планерки, мини-встречи или хотя бы записывайте аудио от себя в общем чате.
P.S. Если высока вероятность негативного развития событий именно для вашей компании/ подразделения (сокращения, закрытие), то об этом тоже нужно говорить. В том ключе, что есть и план Ж, хотя мы верим, что до этого не дойдёт. Но если вдруг, то будем действовать так-то.
2. Создавайте ПОЗИТИВНЫЙ НАСТРОЙ.
В 14 потоке моего курса «Сильный руководитель за 45 дней» участники сейчас делятся, как поздравят женщин с 8 марта, даже если в компании это не принято.
И не только в праздник, в любой день можно сделать людям от себя какую-то приятность:
⁃ купить букет цветов и поставить в общий кабинет,
⁃ написать мотивирующую фразу в общий чат,
⁃ угостить конфетками,
⁃ больше внимания уделять положительным моментам в работе, больше хвалить (даже за самые маленькие достижения).
⁃ на одной из планёрок можно поиграть в игру «хорошо-плохо», по кругу по очереди. Например:
🙁 Большинство поставщиков отвалились - это плохо, потому что мы теперь задерживаем клиентам заказы.
🙂Мы теперь задерживаем клиентам заказы - это хорошо, потому что мы можем за это время найти других поставщиков и клиенты поймут, что мы их не бросим в любом случае.
🙁Клиенты поймут, что мы их не бросим - это плохо, потому что начнут выкручивать нам руки, просить скидок.
И т.д.
Игра очень круто создаёт новые нейронные связи и развивает способность на любую ситуацию смотреть с разных сторон.
3. РАЗГОВАРИВАЙТЕ С КАЖДЫМ сотрудников индивидуально.
С точки зрения грамотного управления вообще в обязательном порядке должны быть регулярные встречи тет-а-тет у руководителя со своими непосредственными подчинёнными.
Это необходимый формат управленческого общения в любые времена, а в сложные тем более.
Вам нужно держать руку на пульсе, знать эмоциональное состояние и проблемы каждого. Поэтому если у вас и раньше были встречи тет-а-тет регулярно, продолжайте их проводить, можно чаще.
Если не было, самое время ввести эту традицию.
Что на этих встречах нужно делать?
Обычно это:
⁃ подведение итогов работы за период
⁃ фокусы внимания на задачах следующего периода
⁃ обратная связь от вас (критика, похвала)
⁃ обратная связь от сотрудника (вопросы, идеи)
⁃ обсуждение индивидуального плана развития (возможно, не на каждой встрече)
В нынешнее время добавьте:
⁃ вопрос «Ты как?»
⁃ спрашивайте, как человек себя чувствует, как переживает всю эту ситуацию
⁃ если непросто, то узнайте, как себе помогает, какие способы снятия тревоги и напряжения использует
⁃ поделитесь тем, чем пользуетесь вы, порекомендуйте ещё что-то
⁃ узнайте, как его близкие, семья, как они это переживают, нет ли разлада
⁃ поддержите (иногда словом, иногда делом: например, можно посоветовать психолога, дать отгул и т.д.)
❗️Единственное, чего не нужно делать ни на индивидуальных, ни на групповых встречах - это обсуждать политику и доказывать, кто прав, кто виноват.
Пресекайте подобные обсуждения сразу. Переводите либо на рабочие текущие проблемы, либо на обсуждение эмоционального состояния.
4. Привлекайте сотрудников к генерации идей по поиску путей решения текущих проблем. Для этого используйте очень эффективный метод - МОЗГОВОЙ ШТУРМ.
Этот инструмент решает сразу несколько задач:
⁃ используется потенциал каждого
⁃ повышает мотивацию, вовлечённость сотрудников
⁃ снижает риски сопротивления грядущим изменениям
⁃ повышает лояльность команды к руководителю
⁃ решает сложные проблемы, когда мало конкретики, когда высока доля неизвестности и неопределенности (как раз сейчас именно такие проблемы и встают)
Есть один нюанс, который я очень часто наблюдаю на практике.
В большинстве случаев мозговые штурмы проводятся неправильно. Из-за этого и результаты не очень, и люди демотивируются.
Мозговой штурм - это не базар, где кто-то что-то повысказывал, поспорили друг с другом и разошлись с чувством неудовлетворенности и потери времени.
Планирую также выложить методичку по проведению эффективных мозговых штурмов.
Напишите в комментариях, если надо.
- И буду благодарна распространению этой статьи. Пусть как можно больше руководителей получат конкретную инструкцию, как действовать с командой в текущих реалиях.
Делитесь в комментариях, что сами возьмёте в применение?