Найти в Дзене
С Богом по жизни

Что будет с небесами и землей?

Оглавление

Что станет с землей и сотворенными небесами при телесном воскресении всех усопших и “восхищении” всех живых от земли? Многих волнуют вопросы: “Продолжат ли свое существование небеса и земля в их настоящем физическом состоянии?”; “Обновится ли земля до такой степени, что вернется к изначальному раю, существовавшему до грехопадения Адама и Евы?”; “Будет ли она преобразована в духовную обитель, пригодную для тех, кто облекся в духовные тела?”; “Будет ли она полностью уничтожена и никогда больше не будет существовать ни в какой форме?”

Прежде чем взяться за обсуждение судьбы небес и земли, мы должны убедиться, что правильно понимаем значения этих слов. “Небеса” - это перевод древнееврейского слова шамаим и греческого уранос. Словом “земля” переводится древнееврейское слово эретс и греческое ге.

“Небо”, “небеса”, “небесная твердь” употребляются в Библии для обозначения трех сфер (2 Кор. 12:2): (1) атмосферы, окружающей землю (Быт. 11:4; 27:28; 7:23; 8:2; Лк. 18:13), (2) сотворенной вселенной со всеми небесными телами (Быт. 1:1, 14-17; Пс. 18:1; Деян. 2:19) и (3) вечного, нематериального царства, где пребывает Бог со Своим небесным воинством (Быт. 28:17; Пс. 79:15; см. Ис. 66:1; Мф. 5:12).

Слово “земля” чаще всего употребляется в значении планеты, на которой мы живем, или же материала, из которого она состоит, то есть почвы, праха. Его нельзя путать со словом “мир” (греч. космос), которое обычно означает все сущее на земле, включая человечество, народы и человеческие организации, или же греховность, которая зачастую характеризует этот мир. Хорошее противопоставление “земли” и “мира” дано во 2 Пет. 3:5, 6. В дни Ноя погиб “мир”: древний неправедный мир - но не земля, которая при сотворении была “составлена из воды и водою”. Что станет с землей и небесами, со всей вселенной, когда мир со своей похотью исчезнет? (1 Ин. 2:15-17).

ДОВОДЫ “ПРОТИВ”

Те, кто считает, что земля не исчезнет, а будет существовать вечно, цитируют разные отрывки, которые вроде бы действительно подтверждают их доводы: Еккл. 1:4; Ис. 45:18; Мф. 5:5.

Чтобы доказать, что слова “блаженны кроткие, ибо они наследуют землю” (Мф. 5:5) говорят о будущей земле, а не настоящей, нужно сперва доказать, что земля будет существовать вечно. Если можно показать, что земля исчезнет, тогда эти слова должны подразумевать нынешнюю землю, а не будущее состояние земли.

Тот довод, что земля была сотворена “для жительства” и “не напрасно” (Ис. 45:18), еще не доказывает, что она никогда не погибнет. Сотворение земли не было напрасным, потому что на ней живут и жили тысячи лет. Поскольку этот стих не говорит, что земля будет населена “всегда”, то он не доказывает, что земле не придет конец.

Еккл. 1:4 - отрывок, который мог бы доказать, что земля не исчезнет: “Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки” (см. также Пс. 103:5). А о незыблемости небес говорит Пс. 148:6. Если в этих отрывках на самом деле говорится то, что кажется при первом взгляде на них, то теория о том, что небеса и земля никогда не погибнут, может считаться доказанной, а дело - закрытым. Однако данное свидетельство требует более тщательного рассмотрения.

Эти стихи могут и не учить о вечности земли и небес. Иудейское слово олам (“во веки”) не всегда означает “нескончаемо”, ибо его можно соотнести со многими вещами, которым пришел или когда-нибудь в будущем придет конец. Слово олам скорее означает “продолжение существования”, или “пребывание в веках”, чем “существование в вечности”. По этой причине, чтобы определить, будет ли то, о чем говорится, существовать в течение какого-то периода времени или действительно вечность, требуется дополнительная информация. Подобным образом мы употребляем слово “вечно”, когда говорим: “Ты вечно говоришь это”, - или: “Он вечно это делает”. Говоря это, мы вовсе не подразумеваем, что эти действия будут совершаться вечно; мы просто имеем в виду их непрерывный характер.

В следующих отрывках олам, переведенное как “вечный”, “навеки” или же (в Современном Переводе) “на века”, “всю жизнь”, “вовеки вечные”, “всегда”, явно не подразумевает вечности:

(1) Завет обрезания был олам (Быт. 17:7, 8, 13, 19), но утратил свою обязательность (Гал. 5:2, 6; 6:15).

(2) Праздник Пасхи был олам (Исх. 12:14, 17, 24), но по новому завету он уже не является праздником для христиан.

(3) Пошедший в неволю еврей или раб-нееврей должен был служить своему хозяину олам (Исх. 21:6; см. Лев. 25:45, 46); однако после смерти слуга становился свободным от своего господина (Иов. 3:19).

(4) Сыновья Аарона должны были ухаживать за скинией собрания и носить священнические одежды олам (Исх. 27:21; см. 28:43; 29:9). Это закончилось с переменой священства (Евр. 7:12).

(5) Сыновья Аарона должны были получать долю от жертвоприношений олам (Исх. 29:28; Лев. 7:34, 36). Жертвоприношения скотом прекратились.

(6) Ежегодная жертва очищения была олам (Лев. 16:34). Но больше ее не практикуют.

Эти отрывки приведены выборочно, но и их достаточно, чтобы показать, что олам не обязательно означает “вечно”, то есть “бесконечно”. Это слово можно использовать и по отношению к тому, что на самом деле вечно, подобно Богу (Исх. 15:18; Пс. 89:2), однако другие отрывки показывают, что олам все же означает нечто конечное. В таких случаях олам надо понимать как нечто “непрерывное” или “пережившее века”, но не “вечное, не имеющее конца”. Если Библия говорит, что небеса и земля прейдут, значит, слово олам в отношении небес и земли должно иметь значение “то, что продолжается долго, но не вечно”.

ДОВОДЫ “ЗА”

Библия учит, что небеса и земля исчезнут. Однако Ветхий Завет почти ничего не говорит об этом. В Быт. 8:22 может содержать намек на то, что земля не будет существовать вечно:

«Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся».

Если земля будет пребывать вечно, тогда в этом отрывке говорится, что все эти явления никогда не прекратятся. Если же земля не вечна, тогда и они будут продолжаться, пока существует она. В этом стихе совсем не обязательно подразумевается конец земли.

Отрывок из Пс. 101, который цитируется в Новом Завете (Евр. 1:10-12), гласит:

«В начале Ты основал землю, и небеса - дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, - и изменятся; но Ты - тот же, и лета Твои не кончатся» (Пс. 101:26-28).

Этот отрывок подтверждает, что небеса и земля (1) погибнут, (2) обветшают, (3) их сменят, как одежду, и (4) они прекратят свое существование. Глаголом “погибнут” переведено слово абад, которое означает “быть уничтоженным”, или “погибнуть”, как и в Пс. 67:3: “Как тает воск от огня, так нечестивые да погибнут от лица Божия”. Когда воск тает, он сгорает и разрушается; то же самое произойдет и с телами грешников. Это же произойдет с небесами и землей в отличие от Бога, чьи дни никогда не кончатся.

Некоторые не согласны, что этот отрывок учит тому, что небеса и земля прекратят свое существование, так как здесь говорится: “[Они] изменятся”. Они воспринимают это как то, что небеса и земля обновятся, получат иную форму. Однако тот же стих гласит: “И как одежду, Ты переменишь их”. Как поступает человек, когда меняет поношенную одежду? Он выбрасывает ее. Небеса и земля сменятся, как одежда, которую снимают, выбрасывают и заменяют новой.

В Современном Переводе мы находим следующий перевод Пс. 101:27: “Они закончатся. Ты будешь навсегда жить. Они износятся, как старые одежды и, как одежды, будут все заменены”. Несомненно, что этот стих учит тому, что небеса и земля погибнут, прейдут и будут заменены.

Новый Завет подхватывает эту тему. Иисус говорил: “Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут” (Мф. 24:35). Некоторые пытаются смягчить это учение, потому что Иисус также сказал: “Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет” (Лк. 16:17). На основании этого стиха они делают вывод, будто в Мф. 24:35 Иисус подразумевал то же самое: легче исчезнуть небесам и земле, чем Его словам. Однако эти отрывки говорят о разных вещах, и сказанное в них вызвано разными ситуациями. Потому каждое из этих заявлений следует понимать само по себе, а не использовать одно для толкования другого. Иисус просто сказал, что сотворенные небеса и земля прекратят свое существование. Может ли быть прав тот, кто противоречит нашему Господу?

Павел учил той же истине, что и Иисус, когда писал: “Мы смотрим не на видимое, а на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно” (2 Кор. 4:18). Павел противопоставил временное (видимое) вечному (невидимому). Материальную вселенную, включая землю, мы видим, поэтому она временна. Греческое слово проскайрос (“временный”) в других местах переводится как “непостоянный” (Мф. 13:21; Mк. 4:17). Духовное невидимо и поэтому вечно.

Автор Послания к Евреям процитировал пророка Аггея, а затем пояснил Божье обетование:

«“Еще раз сотрясу Я землю и поколеблю также и небо”. Слова “еще раз” показывают, что все сотворенное будет уничтожено, - ибо его можно поколебать, - чтобы осталось непоколебимое» (Евр. 12:26, 27; Современный Перевод).

Отрывок говорит сам за себя: “Все сотворенное будет уничтожено, ибо его можно поколебать”.

Во 2 Пет. 3:7-13 дается более полное описание конца небес и земли: “А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню” (ст. 7); “Небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят” (ст. 10); “Так все это разрушится” (ст. 11); “Воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают” (ст. 12). В некоторых древних рукописях в стихе 10 говорится, что “...все дела на ней обнажатся (обнаружатся)”. Даже если, исходя из свидетельства древних манускриптов, принять, что слово “обнажатся” правильнее, нежели “сгорят” (2 Пет. 3:10), другие стихи в этой главе убеждают нас в том, что вселенная, а с ней и земля, сгорит. Если будет доказано, что слово “обнажатся” здесь лучше подходит, чем “сгорят”, то, во избежание противоречия с другими стихами, придется это слово истолковывать в том смысле, что огонь обнажит состав земного вещества. Хотя человек считает землю вечной, когда она все-таки сгорит, “обнаружится” ее временная, “горючая” природа.

Откровение завершает диспут о судьбе земли утверждениями: “И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля...” (20:11); “И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет” (21:1). Теперешние - первые - небеса и земля не будут обновлением возвращены в состояние древнего, изначального рая и не будут преобразованы в духовную обитель. Они сгорят и исчезнут. Бог не говорил, что обновит их. Иоанн пишет: “И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое” (Отк. 21:5). Бог предоставит новую, нематериальную обитель для духовных существ (1 Кор. 15:44).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бог сотворил землю, чтобы на ней можно было жить. Он сотворил небеса, чтобы они проповедовали славу Его (Пс. 18:1), а также “для знамений и времен” (Быт. 1:14). И хотя кажется, что вселенная по своей природе вечна, она все же состоит из строительных блоков, которые имеют свой срок службы и боятся огня. Когда Бог высвободит энергию, направив ее на галактики, звезды и землю, то все материальное прекратит свое существование, исчезнув с огромным шумом. Исполнение Богом Своего обещания уничтожить мир водой во дни Ноя указывает на то, что Он сдержит Свое обещание уничтожить современные небеса и землю огнем (2 Пет. 3:57). Всем современным материальным реалиям вселенной придет конец, и снова будет существовать лишь вечное духовное бытие.

Писание наставляет нас: “Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают?” (2 Пет. 3:11, 12).

Воскресение | С Богом по жизни | Дзен