Первая публикация серии публикаций о Грабаре. Все части тут https://dzen.ru/suite/0ed8ad5d-2b34-4d54-ba41-4e247de484f2
В 2021 году - 150 летие Игоря Грабаря, одного из столпов нашей культуры, по сути ее системообразующего фактора. Убери его из российской культуры – и она будет другой. Юбилей отмечен в Русском музее СПБ выставкой « Игорь Грабарь – к 150 летию со дня рождения». В ожидании в Москве выставки стоит изучением жизни и творчества Игоря Грабаря на основе его литературного наследия – автомонографии, писем, монографий о художниках. Кратко биография выглядит так – жил с 1871 по 1960 год, известный художник оставил много картин, ставших классикой живописи, искусствовед и реставратор, заложивший основы этих наук в России, СССР, мире, создавший современную реставрационную школу, издавший Историю русского искусства, организатор музейного дела, реогранизовавший Третьяковскую галерею, сохранивший культурное наследие в послереволюционные годы и не только, архитектор, публицист, просветитель и не только. Но его биографию, творчество, наследие, стоит изучить не конспективно, а максимально подробно. Эссе составлено по материалам указанных произведений И.Э Грабаря, для иллюстрации в учебных целях использованы фотоматериалы из них, собственные фото с выставок, фото усадьбы Дугино, фото из альбома «Игорь Грабарь. К 150-летию со дня рождения», ФБУК « Русский музей», 2021 год, альбома «Выход из суеты. Николай Мещерин», Музей русского импрессионизма Москва 2019год
Все, кто учился в школе, хотя бы до 2000 года, могут вспомнить его картину «Февральская лазурь» из школьного учебника, которая в Третьяковской галерее. По ней пишут сочинение в 3-5 классе. Простой сюжет - березы на фоне яркого солнечного неба художник превратил в жизнеутверждающий образ природы. Вблизи - энергичные фактурные и цветные мазки, которые на расстоянии как калейдоскоп опять складываются в этот образ березы с высоким небом. Многие могут вспомнить из учебников фразу самого художника о этой картине:« только в конце февраля и возможна такая ярь, когда солнце уже высоко, а снег еще не тает, поэтому небо от отсутствия испарений невероятно прозрачно». Художники еще знают, что для ракурса с высоким небом и низким горизонтом, была вырыта яма, из которой он писал несколько солнечных дней. И мало кому известно, что картина была написана в усадьбе Дугино, некогда владения Мещериных , ныне относящаяся к административной территории города Видное. Но, давайте обо всем по порядку.
Обратимся к литературного наследию самого Игоря Грабаря – Автомонографии « Моя жизнь» ( 1937), письмам, монографиям о художниках. В итоге исследования « сведений скопилось – хоть отбавляй». Читать его воспоминания легко и интересно, он логичен, лаконичен, и исчерпывающ в характеристиках всего, о чем пишет. Как как художнику мне интереснее всего было обратить внимание на вдохновляющие и близкие мне стороны жизни и творчества. Если даже поставить задачу изучить приемы и попробовать повторить манеру его письма, то без изучения его личности, школы, подходов его учителей это непросто сделать. А было бы интересно научиться так же передавать состояние природы, воздух, свет, движение , одухотворять предметный мир в натюрмортах.
Несмотря на непростое время своей жизни, он не только стойко шёл однажды выбранной дорогой, но и созидал, создавал новое, меняя иногда точки опоры. Вряд ли есть другой в нашей истории деятель культуры, которому бы удалось столько всего успеть оставить столь грандиозное наследие. « Искусство, искусство, искусство. С детских лет до сих пор для меня оно почти единственный источник радости и горя, восторгов и страданий, восхищения и возмущения, единственно подлинное содержание жизни» И как бы некоторым не показалась пафосной эта фраза, это действительно соответствует этому явлению, которое называется Грабарь.
Все это время дети Грабарей: Игорь и его старший брат Владимир, будущий выдающийся юрист, жили в Вене, Будапеште, в имении фон Добрянского под Ужгородом в большой семье под присмотром и деда, и сестры матери, с ними росло множество детей всего семейства. Судя по всему детство было счастливым и в достатке. В большой компании детей Игорь был явным лидером. Так, в 8 лет возникла идея построить дом для детей по всем правилам, большой, с печью и крышей, и он это сделал, сколотив строительную артель из братьев, сестер и соседских детей. Он запомнил, как потом ему предрекли судьбу архитектора. С удовольствием преподавал грамоту младшим сестрам. Еще в детстве проявилась и целеустремленность, и широта интересов, и умение ладить с людьми, позитивное к ним отношение. Запомнилось, что он не плакал в детстве, у него только подкашивались колени. А самое главное – с детства рисовал и рисовал, «изводил пропасть бумаги» по его словам.
С рекомендациями известного деда он едет в Москву учиться в лицей цесаревича Николая ( более известный по имени его основателя Каткова - Катковский лицей). Он принят « живущим стипендиатом». Семья опять была разлучена, начались материальные трудности. Школа Каткова стала трудным этапом жизни юного Грабаря, «Угнетающее и унижающее чувство достоинства» - так он описал обстановку там. Он учился на отлично, но те, кто самостоятельно оплачивали обучение и проживание, искали возможности унизить тех, кто был « живущим стипендиатом». Отсутствие дружеского общения с сверстниками-лицеистами компенсировалось обилием художественных впечатлений в Москве, дружбой с людьми, близкими к искусству и приходящими учениками вроде Ивана Щукина. В итоге он видел и Щукинскую коллекцию картин, ту самую, которуя показывали недавно в Москве и которую с тревогой ждали из Парижа. Выходные и праздники он пропадал в Третьяковской галерее, директором которой потом станет, побывал на Всероссийской художественно-промышленной выставке и познакомился с картинами живущих в то время художников. В Москве знал все места, связанные с искусством, общался с учениками иконописного училища, со студентами Московского училища живописи, ваяния и зодчества, университетскими друзьями брата, в том числе Дмитрием Щербиновским, будущим художником, познакомившим его и с Архиповым и с Поленовым. Занимался в рисовальных классах при Московском обществе любителей художеств. «У меня было четыре возможности работать с натуры в стенах лицея: писать из окон, писать портреты окружающих, ставить себе натюрморты и сочинять сцены из жизни и быта лицея, списывая детали с натуры. Все это я и делал». Моделями его были одноклассники, педагоги, служители, егорьевские знакомые. В лицее Грабарь много читал, успешно изучал языки, а он с детства прекрасно владел немецким и французским, пробовал себя в литературе, театральных постановках. Лицей закончил с золотой медалью.
По примеру Щербиновского( юриста), Поленова( математика) и своего брата ( юриста) Игорь Грабарь решил прежде всего получить полное университетское образование. Конечно, в этом есть много преимуществ: во-первых, к обучению языку изобразительного искусства приступает человек с сформировавшимся мировоззрением, во- вторых – у него уже есть «ремесло», а к живописи он будет скорее относиться как к творчеству и искусству, а не единственной возможности получить средства к существованию. И Игорь Грабарь - тогда ещё с фамилией Храбров поступил на бюджетное отделение Юридического факультета Санкт-Петербургского университета, и там же прослушал полный курс филологии на историко-филологическом: «Петербург показался мне сказочно прекрасным … Таким он остался для меня с тех пор навсегда: самым красивым городом Европы».
Бывает, что в юности случаются встречи, повлиявшие на всю судьбу. Так, молодой Игорь Грабарь был страстным поклонником музыки и музыки Чайковского в частности. Он посещал вечера у своих радушных и веселых родственников Добрянских в Санкт- Петербурге. Однажды ему там довелось побеседовать с П. И. Чайковским, запомнить его наставление на всю жизнь: « Вдохновения нельзя выжидать, да и одного его недостаточно: нужен прежде всего труд, труд и труд. Помните, что даже человек, одаренный печатью гения, ничего не даст не только великого, но и среднего, если не будет адски трудиться. И чем больше человеку дано, тем больше он должен трудиться. Я себя считаю самым обыкновенным, средним человеком……Вам не дается, а вы упорной работой, нечеловеческим напряжением воли всегда добьетесь своего и вам все дастся, удастся больше и лучше, чем гениальным лодырям»
Грабарь вспоминает: «Моя жизнь потекла по трем различным руслам - научному, литературному и художественному... они без остатка заполняли весь мой день, чрезвычайно удлиненный по сравнению с обычным студенческим днем».
После университетских занятий, по вечерам он писал юмористические рассказы для журналов, это был его заработок и на хлеб насущный, и на книги, и на квартиру вблизи Академии Художеств, и на театр. Потом он перестанет заниматься этим "шутовством", в 20 лет началось его долговременное и плодотворное сотрудничество с «Нивой». Молодой Грабарь ( Храбров до окончания университета) рисовал иллюстрации, делал обзоры художественных выставок, писал критические статьи, биографии художников. Свои студенческие годы со всеми их бесконечными и разнообразными трудами Грабарь вспоминал «как единую целостную, бесконечно увлекательную, ибо до отказа насыщенную впечатлениями, радостную жизнь».
Пишет брату: «…В последнее время у меня столько занятий, что трудно выбрать свободную минутку. Только вернулся с экзамена и уже сейчас придется приниматься за заказ из редакции, к утру должен доставить рисунок, а между тем сегодня придется еще пойти к Федору Мих. Пока сдал догму, русское право, статистику, … историю философии, получил по всем 5, так что у меня круглое 5 за оба курса. Остается еще экзамен по государственному праву….Мне остается положиться на память. Кстати, я первый раз убедился теперь, что у меня довольно основательная память, и это меня очень обрадовало. Солидный курс Янсона в 550 стр. мелкого шрифта, я осилил в 3 дня, ни разу не прочитав в году»
От активной театральной и музыкальной жизни ему пришлось отказаться, пока она не захватила его целиком, больше живописи. Грабарь любил участвовать в спектаклях и ставил их сам. Сосредоточившись на живописи, он сначала пишет везде где есть возможность – у друзей, в студии - салоне М. Веревкиной, знакомится за бильярдом с "учителем великих живописцев" Павлом Чистяковым и ходит к нему учиться. Сохраняет он только удачные работы. Его работы того времени – « Крыша со снегом», «Лампа с зеленым абажуром», «Няня с ребенком» показывают его цельность видения и интенсивный колорит.
Первым из значительных учителей же стоить отметить Федора Михайловича Дмитриева, сенатора и профессора права, к которому он попал по рекомендации родственников. Игорь Грабарь выполняет работу секретаря - читает вслух письма на русском, немецком, французском, а потом и на английском, который выучил после инцидента, когда над ним подшучивали на английском. Дмитриев по сути был его вторым университетом, давшим не только профессиональные знания, но сформировавшим мировоззрение, научившим любить литературу в лучших проявлениях – Пушкина, Толстого, Достоевского. Через год Грабарь уже под своей фамилией поступает в Академию художеств, класс Репина.
Несколько слов о знаменитом Чистякове, который был его учителем рисунка и живописи. Школу П. Чистякова прошли многие известные живописцы - и Репин, и Серов, и Васнецов, и Борисов – Мусатов, Коровин, Головин, многие другие. Да и сам Чистяков - классик исторической и портретной живописи. Он был крайне требователен к рисунку «Художник, который не умеет рисовать, подобен оратору без языка», но требовал живости в рисунке « И верно, и скверно», «Нарисовано так натурально, аж противно», о живописи « Живопись это душа художника, а не фотография»….Позднее ученики его выпустят книгу о его методе преподавания, использующуюся и до сих пор в обучении. Но Грабарь критически был настроен к нему. Этическая сторона преподавания, манера грубо «сбивать спесь» и постоянное балагурение вызывали неприятие так же, как обстановка в лицее Каткова.
В Академии Художеств Грабарю запомнились немногие преподаватели Репин ( по воспоминаниям Грабаря)не был столь же великим учителем, как живописцем, захваливал всех в противоположность Чистякову. Через некоторое время Грабарь осознает, что ему не хватает темпа в освоении знаний, возникает ощущение, что теряет время и возникает острое желание поехать в Европу, увидеть её художественные сокровища, посетить Париж – центр искусств и Мюнхен, где работает школа Холоши, которую закончил Осип Браз, сокурсник Грабаря, более других преуспевающий в рисунке и портрете. Денег на поездку нет, от Академии отправляют других. Но все таки ему везёт – Маркс, издатель журнала Нива, отправляет его в оплачиваемую командировку в Европу. И Грабарь едет туда сначала на каникулах, а потом учиться, в компании в будущим известным художником Кардовским. Однако решено учиться и не в Париже, и не у Холоши в Мюнхене, где он видит академизм и школу, которая ему знакома, а туда, где максимум новых знаний по живописи – известную мюнхенскую школу словенского художника Антона Ажбе (Ашбе тоже верно). О этой школе и дальнейшей жизни и творчестве
Продолжение следует