Найти тему

Игорь Грабарь - талант, умноженый на труд. Часть 1: Детство, юность, подход к самообразованию

. Автопортрет с палитрой (в белом халате), 1934, 89х70, ГТГ
. Автопортрет с палитрой (в белом халате), 1934, 89х70, ГТГ

Первая публикация серии публикаций о Грабаре. Все части тут https://dzen.ru/suite/0ed8ad5d-2b34-4d54-ba41-4e247de484f2

В 2021 году - 150 летие Игоря Грабаря, одного из столпов нашей культуры, по сути ее системообразующего фактора. Убери его из российской культуры – и она будет другой. Юбилей отмечен в Русском музее СПБ выставкой « Игорь Грабарь – к 150 летию со дня рождения». В ожидании в Москве выставки стоит изучением жизни и творчества Игоря Грабаря на основе его литературного наследия – автомонографии, писем, монографий о художниках. Кратко биография выглядит так – жил с 1871 по 1960 год, известный художник оставил много картин, ставших классикой живописи, искусствовед и реставратор, заложивший основы этих наук в России, СССР, мире, создавший современную реставрационную школу, издавший Историю русского искусства, организатор музейного дела, реогранизовавший Третьяковскую галерею, сохранивший культурное наследие в послереволюционные годы и не только, архитектор, публицист, просветитель и не только. Но его биографию, творчество, наследие, стоит изучить не конспективно, а максимально подробно. Эссе составлено по материалам указанных произведений И.Э Грабаря, для иллюстрации в учебных целях использованы фотоматериалы из них, собственные фото с выставок, фото усадьбы Дугино, фото из альбома «Игорь Грабарь. К 150-летию со дня рождения», ФБУК « Русский музей», 2021 год, альбома «Выход из суеты. Николай Мещерин», Музей русского импрессионизма Москва 2019год

Все, кто учился в школе, хотя бы до 2000 года, могут вспомнить его картину «Февральская лазурь» из школьного учебника, которая в Третьяковской галерее. По ней пишут сочинение в 3-5 классе. Простой сюжет - березы на фоне яркого солнечного неба ­художник превратил в жизнеутверждающий образ природы. Вблизи - энергичные фактурные и цветные мазки, которые на расстоянии как калейдоскоп опять складываются в этот образ березы с высоким небом. Многие могут вспомнить из учебников фразу самого художника о этой картине:« только в конце февраля и возможна такая ярь, когда солнце уже высоко, а снег еще не тает, поэтому небо от отсутствия испарений невероятно прозрачно». Художники еще знают, что для ракурса с высоким небом и низким горизонтом, была вырыта яма, из которой он писал несколько солнечных дней. И мало кому известно, что картина была написана в усадьбе Дугино, некогда владения Мещериных , ныне относящаяся к административной территории города Видное. Но, давайте обо всем по порядку.

Обратимся к литературного наследию самого Игоря Грабаря – Автомонографии « Моя жизнь» ( 1937), письмам, монографиям о художниках. В итоге исследования « сведений скопилось – хоть отбавляй». Читать его воспоминания легко и интересно, он логичен, лаконичен, и исчерпывающ в характеристиках всего, о чем пишет. Как как художнику мне интереснее всего было обратить внимание на вдохновляющие и близкие мне стороны жизни и творчества. Если даже поставить задачу изучить приемы и попробовать повторить манеру его письма, то без изучения его личности, школы, подходов его учителей это непросто сделать. А было бы интересно научиться так же передавать состояние природы, воздух, свет, движение , одухотворять предметный мир в натюрмортах.

Несмотря на непростое время своей жизни, он не только стойко шёл однажды выбранной дорогой, но и созидал, создавал новое, меняя иногда точки опоры. Вряд ли есть другой в нашей истории деятель культуры, которому бы удалось столько всего успеть оставить столь грандиозное наследие. « Искусство, искусство, искусство. С детских лет до сих пор для меня оно почти единственный источник радости и горя, восторгов и страданий, восхищения и возмущения, единственно подлинное содержание жизни» И как бы некоторым не показалась пафосной эта фраза, это действительно соответствует этому явлению, которое называется Грабарь.

Адольф Добрянский, дед И.Э. Грабаря
Адольф Добрянский, дед И.Э. Грабаря
Семейный портрет Грабарей
Семейный портрет Грабарей

Все это время дети Грабарей: Игорь и его старший брат Владимир, будущий выдающийся юрист, жили в Вене, Будапеште, в имении фон Добрянского под Ужгородом в большой семье под присмотром и деда, и сестры матери, с ними росло множество детей всего семейства. Судя по всему детство было счастливым и в достатке. В большой компании детей Игорь был явным лидером. Так, в 8 лет возникла идея построить дом для детей по всем правилам, большой, с печью и крышей, и он это сделал, сколотив строительную артель из братьев, сестер и соседских детей. Он запомнил, как потом ему предрекли судьбу архитектора. С удовольствием преподавал грамоту младшим сестрам. Еще в детстве проявилась и целеустремленность, и широта интересов, и умение ладить с людьми, позитивное к ним отношение. Запомнилось, что он не плакал в детстве, у него только подкашивались колени. А самое главное – с детства рисовал и рисовал, «изводил пропасть бумаги» по его словам.

-5

С рекомендациями известного деда он едет в Москву учиться в лицей цесаревича Николая ( более известный по имени его основателя Каткова - Катковский лицей). Он принят « живущим стипендиатом». Семья опять была разлучена, начались материальные трудности. Школа Каткова стала трудным этапом жизни юного Грабаря, «Угнетающее и унижающее чувство достоинства» - так он описал обстановку там. Он учился на отлично, но те, кто самостоятельно оплачивали обучение и проживание, искали возможности унизить тех, кто был « живущим стипендиатом». Отсутствие дружеского общения с сверстниками-лицеистами компенсировалось обилием художественных впечатлений в Москве, дружбой с людьми, близкими к искусству и приходящими учениками вроде Ивана Щукина. В итоге он видел и Щукинскую коллекцию картин, ту самую, которуя показывали недавно в Москве и которую с тревогой ждали из Парижа. Выходные и праздники он пропадал в Третьяковской галерее, директором которой потом станет, побывал на Всероссийской художественно-промышленной выставке и познакомился с картинами живущих в то время художников. В Москве знал все места, связанные с искусством, общался с учениками иконописного училища, со студентами Московского училища живописи, ваяния и зодчества, университетскими друзьями брата, в том числе Дмитрием Щербиновским, будущим художником, познакомившим его и с Архиповым и с Поленовым. Занимался в рисовальных классах при Московском обществе любителей художеств. «У меня было четыре возможности работать с натуры в стенах лицея: писать из окон, писать портреты окружающих, ставить себе натюрморты и сочинять сцены из жизни и быта лицея, списывая детали с натуры. Все это я и делал». Моделями его были одноклассники, педагоги, служители, егорьевские знакомые. В лицее Грабарь много читал, успешно изучал языки, а он с детства прекрасно владел немецким и французским, пробовал себя в литературе, театральных постановках. Лицей закончил с золотой медалью.

По примеру Щербиновского( юриста), Поленова( математика) и своего брата ( юриста) Игорь Грабарь решил прежде всего получить полное университетское образование. Конечно, в этом есть много преимуществ: во-первых, к обучению языку изобразительного искусства приступает человек с сформировавшимся мировоззрением, во- вторых – у него уже есть «ремесло», а к живописи он будет скорее относиться как к творчеству и искусству, а не единственной возможности получить средства к существованию. И Игорь Грабарь - тогда ещё с фамилией Храбров поступил на бюджетное отделение Юридического факультета Санкт-Петербургского университета, и там же прослушал полный курс филологии на историко-филологическом: «Петербург показался мне сказочно прекрасным … Таким он остался для меня с тех пор навсегда: самым красивым городом Европы».

-6

Бывает, что в юности случаются встречи, повлиявшие на всю судьбу. Так, молодой Игорь Грабарь был страстным поклонником музыки и музыки Чайковского в частности. Он посещал вечера у своих радушных и веселых родственников Добрянских в Санкт- Петербурге. Однажды ему там довелось побеседовать с П. И. Чайковским, запомнить его наставление на всю жизнь: « Вдохновения нельзя выжидать, да и одного его недостаточно: нужен прежде всего труд, труд и труд. Помните, что даже человек, одаренный печатью гения, ничего не даст не только великого, но и среднего, если не будет адски трудиться. И чем больше человеку дано, тем больше он должен трудиться. Я себя считаю самым обыкновенным, средним человеком……Вам не дается, а вы упорной работой, нечеловеческим напряжением воли всегда добьетесь своего и вам все дастся, удастся больше и лучше, чем гениальным лодырям»

Грабарь вспоминает: «Моя жизнь потекла по трем различным руслам - научному, литературному и художественному... они без остатка заполняли весь мой день, чрезвычайно удлиненный по сравнению с обычным студенческим днем».

После университетских занятий, по вечерам он писал юмористические рассказы для журналов, это был его заработок и на хлеб насущный, и на книги, и на квартиру вблизи Академии Художеств, и на театр. Потом он перестанет заниматься этим "шутовством", в 20 лет началось его долговременное и плодотворное сотрудничество с «Нивой». Молодой Грабарь ( Храбров до окончания университета) рисовал иллюстрации, делал обзоры художественных выставок, писал критические статьи, биографии художников. Свои студенческие годы со всеми их бесконечными и разнообразными трудами Грабарь вспоминал «как единую целостную, бесконечно увлекательную, ибо до отказа насыщенную впечатлениями, радостную жизнь».

Пишет брату: «…В последнее время у меня столько занятий, что трудно выбрать свободную минутку. Только вернулся с экзамена и уже сейчас придется приниматься за заказ из редакции, к утру должен доставить рисунок, а между тем сегодня придется еще пойти к Федору Мих. Пока сдал догму, русское право, статистику, … историю философии, получил по всем 5, так что у меня круглое 5 за оба курса. Остается еще экзамен по государственному праву….Мне остается положиться на память. Кстати, я первый раз убедился теперь, что у меня довольно основательная память, и это меня очень обрадовало. Солидный курс Янсона в 550 стр. мелкого шрифта, я осилил в 3 дня, ни разу не прочитав в году»

От активной театральной и музыкальной жизни ему пришлось отказаться, пока она не захватила его целиком, больше живописи. Грабарь любил участвовать в спектаклях и ставил их сам. Сосредоточившись на живописи, он сначала пишет везде где есть возможность – у друзей, в студии - салоне М. Веревкиной, знакомится за бильярдом с "учителем великих живописцев" Павлом Чистяковым и ходит к нему учиться. Сохраняет он только удачные работы. Его работы того времени – « Крыша со снегом», «Лампа с зеленым абажуром», «Няня с ребенком» показывают его цельность видения и интенсивный колорит.

Первым из значительных учителей же стоить отметить Федора Михайловича Дмитриева, сенатора и профессора права, к которому он попал по рекомендации родственников. Игорь Грабарь выполняет работу секретаря - читает вслух письма на русском, немецком, французском, а потом и на английском, который выучил после инцидента, когда над ним подшучивали на английском. Дмитриев по сути был его вторым университетом, давшим не только профессиональные знания, но сформировавшим мировоззрение, научившим любить литературу в лучших проявлениях – Пушкина, Толстого, Достоевского. Через год Грабарь уже под своей фамилией поступает в Академию художеств, класс Репина.

-8

Несколько слов о знаменитом Чистякове, который был его учителем рисунка и живописи. Школу П. Чистякова прошли многие известные живописцы - и Репин, и Серов, и Васнецов, и Борисов – Мусатов, Коровин, Головин, многие другие. Да и сам Чистяков - классик исторической и портретной живописи. Он был крайне требователен к рисунку «Художник, который не умеет рисовать, подобен оратору без языка», но требовал живости в рисунке « И верно, и скверно», «Нарисовано так натурально, аж противно», о живописи « Живопись это душа художника, а не фотография»….Позднее ученики его выпустят книгу о его методе преподавания, использующуюся и до сих пор в обучении. Но Грабарь критически был настроен к нему. Этическая сторона преподавания, манера грубо «сбивать спесь» и постоянное балагурение вызывали неприятие так же, как обстановка в лицее Каткова.

В Академии Художеств Грабарю запомнились немногие преподаватели Репин ( по воспоминаниям Грабаря)не был столь же великим учителем, как живописцем, захваливал всех в противоположность Чистякову. Через некоторое время Грабарь осознает, что ему не хватает темпа в освоении знаний, возникает ощущение, что теряет время и возникает острое желание поехать в Европу, увидеть её художественные сокровища, посетить Париж – центр искусств и Мюнхен, где работает школа Холоши, которую закончил Осип Браз, сокурсник Грабаря, более других преуспевающий в рисунке и портрете. Денег на поездку нет, от Академии отправляют других. Но все таки ему везёт – Маркс, издатель журнала Нива, отправляет его в оплачиваемую командировку в Европу. И Грабарь едет туда сначала на каникулах, а потом учиться, в компании в будущим известным художником Кардовским. Однако решено учиться и не в Париже, и не у Холоши в Мюнхене, где он видит академизм и школу, которая ему знакома, а туда, где максимум новых знаний по живописи – известную мюнхенскую школу словенского художника Антона Ажбе (Ашбе тоже верно). О этой школе и дальнейшей жизни и творчестве

Продолжение следует