В основе теоретической системы традиционной китайской медицины лежит теория Инь–Ян.
Это учение О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ДВУХ ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ НАЧАЛ, свойственных ВСЕМ существующим в природе предметам и явлениям.
Оно точно соответствует ОСНОВНЫМ ЗАКОНАМ ДИАЛЕКТИКИ
(единство и борьба противоположностей;
переход количества в качество;
закон всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости явлений).
Все явления окружающего мира имеют ДВОЙСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР:
день – ночь, тепло – холод, верх – низ и т.д.
В Китае ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ ДВОЙСТВЕННОСТИ ВСЕХ ЯВЛЕНИЙ со времен глубокой древности применяют термины Инь и Ян.
То, что подвижно и активно, направлено вовне, движется вверх, теплое, светлое относится к субстанции ян.
А то, что находится в состоянии покоя, удерживается внутри, направлено вниз, холодное, темное, относится к субстанции инь.
«Трактат желтого императора о внутреннем» Б. Виногродский
К инь относятся тёмные, холодные, слабые стороны предметов, явлений: зима, ночь, вода и т. д.
ИНЬ – структура, покой, женское начало, замедленность, торможение, гипофункция, печаль, низ, правое, переднее, внутреннее, плотные органы, мышцы–сгибатели, субстрат.
Ян заключает в себе противоположные стороны этих явлений: лето, день, огонь.
ЯН – функция, движение, мужское начало, быстрота, жара, возбуждение, гиперфункция, радость, верх, левое, заднее, наружное, полые органы, мышцы–разгибатели, энергия.
В природе все, обладающее покоем, холодное, расположенное внутри и внизу, тусклое, слабое, плотное, медленное, а также имеющее пониженную функцию, принадлежит к инь;
все, что имеет противоположные характеристики — подвижное, горячее, расположенное внешне и вверху, сильное, полое, быстрое и имеющее повышенную функцию — принадлежит к ян.
ИНЬ НЕ МОЖЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ БЕЗ ЯН, А ЯН НЕ МОЖЕТ ПРОЯВИТЬ СЕБЯ БЕЗ ИНЬ.
Применение теории Инь и Ян в медицине
Согласно теории Инь и Ян, нормальная жизнедеятельность организма основана на поддержании гармонии единства противоположностей Инь и Ян.
ИНЬ и ЯН относительные обозначения.
Функциональная активность органов относится к Ян, а питательные вещества, строение органов — к Инь.
Например, существуют Инь печени и Ян печени, Инь почек и Ян почек и т.д.
Так же к инь относятся:
Цзин.
Цзан-органы.
Диагностические критерии — холод, состояние пустоты, внутреннее.
Хронические заболевания.
Верхняя часть тела относится к Ян, а нижняя к Инь.
Наружная часть тела относится к Ян, а внутренняя к Инь;
наружная поверхность и наружная боковая поверхность конечностей относятся к Ян,
а внутренняя поверхность и боковая внутренняя поверхность - к Инь.
ВЗАИМНОЕ ПОГЛОЩЕНИЕ ИНЬ И ЯН
Инь и Ян находятся в состоянии постоянного динамического баланса, который поддерживается взаиморегулированием их относительных уровней.
Если любой из них теряет сбалансированное состояние, он неизбежно влияет на второй.
Инь и Ян находятся в состоянии изменения таким образом, что когда один возрастает, другой расходуется.
Когда преобладает Инь, это ведет к уменьшению Ян (то есть избыток Инь потребляет Ян).
Когда преобладает Ян, это ведет к уменьшению Инь (то есть избыток Ян потребляет Инь).
Например, когда погода становится чрезмерно жаркой (Ян), вода (Инь) в почве высыхает.
По темпераменту людей также можно разделить на две категории: Инь и Ян.
У людей с темпераментом Ян, когда Ян превалирует над Инь, часто проявляются такие характерные особенности поведения как самоуверенность, возбудимость, веселье, отсутствие тоски и печали, склонность к гневу, чрезмерная заинтересованность во внешнем успехе, материальных благах, отсутствие духовных интересов.
Люди с темпераментом Инь, у которых Инь превалирует над Ян, обычно склонны к депрессии, печали и тоске, невозмутимости и спокойствию, сосредоточенности на своих внутренних переживаниях.
Источник записи:
Белоусов П. В. "Теоретические основы китайской медицины"
Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.
Список всех публикации канала Вы можете найти в полном каталоге статей.