Найти тему
Webmedchina

Теория Инь–Ян

В основе теоретической системы традиционной китайской медицины лежит теория Инь–Ян.

Это учение О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ДВУХ ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ НАЧАЛ, свойственных ВСЕМ существующим в природе предметам и явлениям.

Оно точно соответствует ОСНОВНЫМ ЗАКОНАМ ДИАЛЕКТИКИ
(единство и борьба противоположностей;
переход количества в качество;
закон всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости явлений).

Все явления окружающего мира имеют ДВОЙСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР:
день – ночь, тепло – холод, верх – низ и т.д.

В Китае ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ ДВОЙСТВЕННОСТИ ВСЕХ ЯВЛЕНИЙ со времен глубокой древности применяют термины Инь и Ян.

То, что подвижно и активно, направлено вовне, движется вверх, теплое, светлое относится к субстанции ян.
А то, что находится в состоянии покоя, удерживается внутри, направлено вниз, холодное, темное, относится к субстанции инь.
«Трактат желтого императора о внутреннем» Б. Виногродский

К инь относятся тёмные, холодные, слабые стороны предметов, явлений: зима, ночь, вода и т. д.
ИНЬ – структура, покой, женское начало, замедленность, торможение, гипофункция, печаль, низ, правое, переднее, внутреннее, плотные органы, мышцы–сгибатели, субстрат.

Ян заключает в себе противоположные стороны этих явлений: лето, день, огонь.
ЯН – функция, движение, мужское начало, быстрота, жара, возбуждение, гиперфункция, радость, верх, левое, заднее, наружное, полые органы, мышцы–разгибатели, энергия.

В природе все, обладающее покоем, холодное, расположенное внутри и внизу, тусклое, слабое, плотное, медленное, а также имеющее пониженную функцию, принадлежит к инь;
все, что имеет противоположные характеристики — подвижное, горячее, расположенное внешне и вверху, сильное, полое, быстрое и имеющее повышенную функцию — принадлежит к ян.

ИНЬ НЕ МОЖЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ БЕЗ ЯН, А ЯН НЕ МОЖЕТ ПРОЯВИТЬ СЕБЯ БЕЗ ИНЬ.

В основе теоретической системы ТКМ лежит теория Инь–Ян.
В основе теоретической системы ТКМ лежит теория Инь–Ян.

При­ме­не­ние те­ории Инь и Ян в ме­ди­ци­не


Сог­лас­но те­ории Инь и Ян, нор­маль­ная жиз­не­де­ятель­ность ор­га­низ­ма осно­ва­на на под­дер­жа­нии гар­мо­нии единс­тва про­ти­во­по­лож­нос­тей Инь и Ян.

ИНЬ и ЯН относительные обозначения.

Функ­ци­ональ­ная ак­тив­ность ор­га­нов от­но­сит­ся к Ян, а пи­та­тель­ные вещест­ва, строение органов — к Инь.
Например, существуют Инь печени и Ян печени, Инь почек и Ян почек и т.д.

Так же к инь относятся:
Цзин.
Цзан-органы.
Диагностические критерии — холод, состояние пустоты, внутреннее.
Хронические заболевания.

Верхняя часть тела относится к Ян, а нижняя к Инь.

Верхняя часть тела относится к Ян, а нижняя к Инь.
Верхняя часть тела относится к Ян, а нижняя к Инь.

Наружная часть тела относится к Ян, а внутренняя к Инь;
наружная поверхность и наружная боковая поверхность конечностей относятся к Ян,
а внутренняя поверхность и боковая внутренняя поверхность - к Инь.

Наружная часть тела относится к Ян, а внутренняя к Инь
Наружная часть тела относится к Ян, а внутренняя к Инь

ВЗАИМНОЕ ПОГЛОЩЕНИЕ ИНЬ И ЯН

Инь и Ян находятся в состоянии постоянного динамического баланса, который поддерживается взаиморегулированием их относительных уровней.
Если любой из них теряет сбалансированное состояние, он неизбежно влияет на второй.

Инь и Ян находятся в состоянии изменения таким образом, что когда один возрастает, другой расходуется.
Когда преобладает Инь, это ведет к уменьшению Ян (то есть избыток Инь потребляет Ян).
Когда преобладает Ян, это ведет к уменьшению Инь (то есть избыток Ян потребляет Инь).

Например, когда погода становится чрезмерно жаркой (Ян), вода (Инь) в почве высыхает.

-5

По тем­пе­ра­мен­ту лю­дей так­же мож­но раз­де­лить на две ка­те­го­рии: Инь и Ян.

У лю­дей с тем­пе­ра­мен­том Ян, ког­да Ян пре­ва­ли­ру­ет над Инь, час­то про­яв­ля­ют­ся та­кие ха­рак­тер­ные осо­бен­нос­ти по­ве­де­ния как са­мо­уве­рен­ность, воз­бу­ди­мость, ве­селье, от­сутс­твие тос­ки и пе­ча­ли, склон­ность к гне­ву, чрез­мер­ная за­ин­те­ре­со­ван­ность во внеш­нем ус­пе­хе, ма­те­ри­аль­ных бла­гах, от­сутс­твие ду­хов­ных ин­те­ре­сов.

Лю­ди с тем­пе­ра­мен­том Инь, у ко­то­рых Инь пре­ва­ли­ру­ет над Ян, обыч­но склон­ны к деп­рес­сии, пе­ча­ли и тос­ке, не­воз­му­ти­мос­ти и спо­кой­ствию, сос­ре­до­то­чен­нос­ти на сво­их внут­рен­них пе­ре­жи­ва­ни­ях.

-6

Источник записи:
Бе­ло­усов П. В. "Те­оре­ти­чес­кие ос­но­вы ки­тай­ской ме­ди­ци­ны"

Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.

-7

Список всех публикации канала Вы можете найти в полном каталоге статей.