Крымский вопрос был центральным во внешней политики России с самого начала царствования молодой императрицы. Канцлер М.И. Воронцов в июле 1762 года представил доклад "О малой Татарии". Крым виделся политику как стратегическая территория для присутствия России в Черном и Азовском морях. Воронцов считал, что Крымское ханство нужно превратить в небольшое государство, контролируемое Россией. В 1768 г. началась война с Турцией. Крымские татары выступили на стороне Османской империи. В 1770 г. Совет при высочайшем дворе решил не добиваться признания Крыма русским, однако инструкции для переговоров предписывали добиваться на мирных переговорах независимости Крымского ханства от Турции, даже ценой отказа от требований по возвращению Кабарды. В 1771 г. русские войска заняли Крым и Черное море перестало быть "внутренним морем" Османов. Перед началом переговоров в румынском городке Фокшаны русские установили отношения с лояльными к России ногаями, а затем татарами, которые присягнули России после ухода турок. Однако Екатерина не спешила объявлять Крым русским, чтобы избегнуть осложнений на международной арене. Прежде всего, князь Долгорукий подписал с Крымским ханством договор, обязывающий его отделиться от Османской империи и заключить союз с Россией.
После бегства из Крыма турецкого ставленника Селим-Гирея, прорусски настроенные представители татар выбрали главой Сагиб-Гирея, который прислал в Петербург грамоту о том, что татары мечтают избавиться от Османского ига и предложил союз ради обретения независимости. Русское правительство решило документально оформить союз и избрание Сагиб-Гирея ханом. В Крым отправились граф Н.И. Панин и посол Евдоким Алексеевич Щербинин. Главной задачей было получить личную подпись Сагиб-Гирея под документом о мире и союзе, до начала переговоров в Фокшанах. Однако татары, не уверенные в том, что Россия сможет удержаться в Крыму, опасались турецких репрессий и затягивали подписание договора. Они попросили Щербинина повременить с въездом в Бахчисарай, мотивируя просьбу необходимостью подготовки к торжественной встречи.
Наконец 4 июля 1772 он въехал в столицу Крымского ханства и вручил Сагиб-Гирею грамоту от Екатерины II, провозглашавшую независимость Крыма. Только 11 июля начались переговоры о дружбе. Россия обязывалась защищать Крым от Турции и размещала здесь своего резидента. Однако просьба о передаче России крепостей Керчь и Еникале встретила сильное сопротивление. Оказалось, что хан имеет слабое влияние на крымскую аристократию, которая сама потребовала от России вернуть занятые ей крымские и турецкие крепости.
Крымские аристократы и духовенство, традиционно связанные с Турцией боялись, что союз с Россией обернется для них прямой зависимостью. Щербинин писал, что их интересы прежде всего: в "добыче, состоящей в христианских невольниках, в чем самый первейший их промысел и торг состоит", что было для России неприемлемо.
1 ноября 1772 г. долгожданный союзный договор был наконец подписан в Кафе при помощи ногаев, первых склонившихся в сторону России. Россия обязывалась не привлекать крымские войска для войны с турками, но в качестве гарантии независимостьи своего союзника получала крепости Керчь и Еникале, размещая в них свои войска. При крымском хане размещался русский резидент. Крым официально на государственном уровне отделялся от Турции.
Османская империя, опираясь на поддержку западноевропейских государств, не признала независимость Крыма во время переговоров в Фокшанах, отстаивая "духовную зависимость" Крыма. На Бухарестском мирном конгрессе (октябрь 1772-март 1773 гг.) русский посол Обресков объявил, что Россия имеет "право завоевания" на Крым, а Турция не имеет влияния для обуздания татарских набегов на русские земли. Козырем Обрескова стал договор, пришедший от Щербинина, объявлявший о том, что Россия оставляет за татарами право на независимость.
Не смотря на упорное сопротивление, Турция не могла долго игнорировать сообщение о декларацией отделения Крымом, так как о ней были извещены все европейские государства. Мир был заключен в 1774 году в местечке Кучук-Куйнарджи. Османская империя признала независимость Крымского ханства, а также всех татаров и ногаев. Турецкий султан терял право назначения крымских ханов, однако религиозная зависимость татар сохранялась.
После заключения мира Османская империя снова начала подготовку к войне и стала усиливать свое влияние в Крыму, опираясь на местную аристократию и духовенство. 14 декабря 1782 года Екатерина II отправила графу Григорию Потемкину рескрипт, требуя присоединить Крым к России. 7 апреля 1783 года был подписан манифест "О принятии полуострова Крымскаго, острова Тамана и всей Кубанской стороны под Российскую державу". 7 июля 1783 г. Потемкин зачитал манифест представителям Крыма. В этом же году на месте татарской деревни Ахтиар начал строиться порт Севастополь.
Источник: И.Н. Колесников. Присоединение Крыма к Российской империи в XVIII веке.