Найти тему
Живопись

Художник Владимир Георгиевич Гремитских: стратегия живописи

Живопись Владимира Георгиевича Гремитских крайне экспрессивна. Композиции полнятся иллюзией движения и объёма. Динамичными контурами, колеблющимися тенями, выраженной неоднородностью температуры сред и текстуры объектов.

Несмотря на обобщённую манеру письма, работы художника изобилуют яркими и меткими деталями. Отходя от сугубо «впечатленческой» миссии импрессионизма, они обретают более «повествовательный» характер. Сосредотачиваются не только на эстетической, но и на символической составляющей, добавляя к сиюминутному переживанию намёки на дальнейшее развитие сюжета. Каким бы очевидным и элегичным этот самый сюжет не был.

Гремитских В.Г., «Талые воды», 1970, холст, масло, 56 х 79 см
Гремитских В.Г., «Талые воды», 1970, холст, масло, 56 х 79 см
Гремитских В.Г., «Весенний лес», 1978, холст, масло, 50 х 70 см
Гремитских В.Г., «Весенний лес», 1978, холст, масло, 50 х 70 см
Гремитских В.Г., «Майский лес», 1966, холст, масло, 40 х 50 см
Гремитских В.Г., «Майский лес», 1966, холст, масло, 40 х 50 см

В нежелании мастера бросать зрителя наедине с собственной рефлексией, в его стремлении указать пути дальнейшего развития сюжета, — ощущается традиция русской живописной школы. Влияние идей Константина Алексеевича Коровина, Игоря Эммануиловича Грабаря, Сергея Васильевича Герасимова.

Гремитских В.Г., «Майский лес», 1966, холст, масло, 40 х 50 см
Гремитских В.Г., «Майский лес», 1966, холст, масло, 40 х 50 см
Гремитских В.Г., «Весенний ветер», 1973, холст, масло, 70 х 50 см
Гремитских В.Г., «Весенний ветер», 1973, холст, масло, 70 х 50 см

Впрочем, всё сказанное выше достаточно очевидно. А вот поверите ли Вы нам, уважаемый читатель, если мы скажем, что выдающаяся экспрессивность полотен нашего героя — своего рода «побочный эффект» его живописного стиля?

Никакого фокуса или тайны здесь нет. Плотные корпусные мазки уже сами по себе гарантируют получение сложных форм и множественных вариаций оттенков. Такова природа пастозной техники. Позволяя многократно экспериментировать на одном и том же участке полотна, она (при помощи своих уникальных рельефа и текстуры) порождает эффект непредсказуемости очертаний и плавности цветовых переходов. Который практически недостижим в иных условиях.

Гремитских В.Г., «Весенняя распутица», 1975, холст, масло, 70 х 50 см
Гремитских В.Г., «Весенняя распутица», 1975, холст, масло, 70 х 50 см
Гремитских В.Г., «Грачиные гнезда», 1959, холст, масло, 60 х 42 см
Гремитских В.Г., «Грачиные гнезда», 1959, холст, масло, 60 х 42 см

Секрет успеха Гремитских — в безукоризненном следовании основному замыслу произведения. В идеально верном расположении густых непрозрачных мазков друг относительно друга. Он — скорее «стратег», сосредотачивавший внимание на выборе основной палитры, на ритмичности чередования границ и оттенков центральных объектов, на взаимном расположении важнейших геометрических доминант, чем «тактик», что видит успех картины в уделении равного внимания всем участкам и планам композиции. В точности малых движений кисти и контроле за повсеместной комплиментарностью цветов.

Гремитских В.Г., «Мой», 1975, холст, масло, 70 х 50 см
Гремитских В.Г., «Мой», 1975, холст, масло, 70 х 50 см

Он как никто другой умел давать волю живой хаотичности пастозных мазков. А затем своевременно их усмирить, корректируя поведение пигмента в критических точках работы. Мастер доверял своенравным краскам творить эффекты мерцания, колебания и перемещения, но оставлял за собою последнее слово в вопросе их амплитуды и интенсивности.

Именно поэтому картины Владимира Георгиевича по сей день ощущаются актуальными. А спрос на его творческое наследие по всему миру с годами лишь растёт. Сочетания искренности и выразительности, достоверности и метафизичности, красоты формы и красоты мысли, содержащиеся в этих работах — подлинная гордость русской живописной школы XX века.

Гремитских В.Г., «Торжок. Ледоход», 1966, картон, масло, 70 х 50 см
Гремитских В.Г., «Торжок. Ледоход», 1966, картон, масло, 70 х 50 см
Гремитских В.Г., «Ледоход на Волге», 1958, картон, масло, 49 х 65 см
Гремитских В.Г., «Ледоход на Волге», 1958, картон, масло, 49 х 65 см
Гремитских В.Г., «Первые проталины», 1960, холст, масло, 46 х 62 см
Гремитских В.Г., «Первые проталины», 1960, холст, масло, 46 х 62 см
Гремитских В.Г., «Весна. Набережная в Куйбышеве», 1950 -е, картон, масло, 39 х 53,5 см
Гремитских В.Г., «Весна. Набережная в Куйбышеве», 1950 -е, картон, масло, 39 х 53,5 см
Гремитских В.Г., «Весна», 1968, холст, масло, 50 х 68 см
Гремитских В.Г., «Весна», 1968, холст, масло, 50 х 68 см
Гремитских В.Г., «Март. Дорога в Академичку», 1979, холст, масло, 49 х 69 см
Гремитских В.Г., «Март. Дорога в Академичку», 1979, холст, масло, 49 х 69 см
-15
Гремитских В.Г., «Горки. Весна», 1952, холст, масло, 60 х 80 см
Гремитских В.Г., «Горки. Весна», 1952, холст, масло, 60 х 80 см
Гремитских В.Г., «Вечер. Жигули», 1947, холст, масло, 62,5 х 90 см
Гремитских В.Г., «Вечер. Жигули», 1947, холст, масло, 62,5 х 90 см
Гремитских В.Г., «Майское солнце», 1977, холст, масло
Гремитских В.Г., «Майское солнце», 1977, холст, масло
Гремитских В.Г., «Гурзуф. Чеховский пляж», 1967, холст на оргалите, масло, 61 х 77 см
Гремитских В.Г., «Гурзуф. Чеховский пляж», 1967, холст на оргалите, масло, 61 х 77 см
Гремитских В.Г., «Розы. Гурзуф», 1960, холст, масло, 60 х 80 см
Гремитских В.Г., «Розы. Гурзуф», 1960, холст, масло, 60 х 80 см
Гремитских В.Г., «Мостик», 1986, холст на оргалите, масло, 61 х 77 см
Гремитских В.Г., «Мостик», 1986, холст на оргалите, масло, 61 х 77 см

🎯 Ваша подписка на канал «Живопись» очень важна для авторов Спасибо!

#культура #изобразительное искусство #современное искусство #искусство