Переформатирование российского рынка произойдет в течение ближайших месяцев. Лавинообразная приостановка работы европейских, японских автопроизводителей с российскими партнерами может затянуться на неопределенно длительное время. Это приведет к глобальным последствиям и сдвигам на российском рынке. Оценим эти последствия, причины которых лежат на поверхности.
Первое. Из-за падения курса национальной валюты довольно существенно снизится спрос на новые автомобили. На нашей памяти резкое падение продаж в автосалонах официальных дилеров в 2015-2016 гг., когда емкость российского рынка уменьшилась практически вдвое, в сравнении с благополучными 2012-2013 гг.
Сегодня трудно сделать прогноз о количественном спаде. И еще невозможно прогнозировать отскок от дна. Но ясно одно: период 2018-2019 гг будут характеризоваться как относительно «благополучные». См. диаграмму.
Насколько в 2022 году упадет рынок сегодня никто не ответит.
Второе. Продажи на авторынке «перетекут» в пользу рынка подержанных автомобилей. В прошлом году соотношение по регистрациям между новыми и б/у автомобилями составили один к четырем. Теперь разрыв еще более увеличится.
Третье. Если поставки европейских и японских автомобилей в страну не восстановятся, но, самое главное, если не заработают в течение определенного периода сборочные производства европейских и японских автопроизводителей в Российской Федерации, то переформатирование рынка в пользу китайских и корейских автопроизводителей станет неизбежным.
Понятно, что на российском рынке продолжат работу китайские автопроизводители. Их не сдерживают санкции.
А вот хотя Республика Корея поддержала санкции США, но, как сообщает агентство Yonhap министерство торговли страны согласовало порядок и перечень попадающих под запрет товаров, в которых использованы американские технологии.
Как это знакомо нам по марке Opel, который долго очищался от технологий General Motors, прежде чем вернуться Россию! Читайте по ссылке.
Во время встречи на рабочем уровне Министерство торговли США подтвердило, что смартфоны, автомобили, стиральные машины и другие потребительские товары являются исключениями из правил, если они не поставляются военным пользователям. Также по данным министерства, южнокорейские фирмы также могут получить разрешение на планируемую отгрузку на свои заводы в России в ходе индивидуальных экспертиз в США.
Что же стоит за этими сложными формулировками? Это означает, что отгрузки автомобильных комплектующих на завод «Хёндэ Моторс Мануфэчуринг Рус», расположенный в Санкт-Петербурге, могут возобновиться, как и на калининградский "Автотор".
Напомним, что корейский автопроизводитель 1 марта остановил конвейер предприятия, выпускающий седаны Hyundai Solaris и KIA Rio, а также кроссовер Hyundai Creta, но обещал восстановить работу предприятия уже после 8 марта.
Таким образом, со временем авторынок Российской Федерации может стать «азиатским», с резким доминированием китайских и корейских автопроизводителей. Напомним, пока на территории РФ работает лишь одно предприятие по сборке китайских автомобилей «Хавейл Мотор Мануфактуринг Рус» в Тульской области. Автомобили Geely поступают с белорусского предприятия «Белджи», а автомобили JAC - с казахстанского «Сарыарка автопром». Chery импортирует автомобили непосредственно из Китая.
Сегодня мы можем только предварительно очертить контуры будущего, при существующих трендах.
Как под аналогичными санкциями живет автомобильный Иран, наш канал описал здесь по ссылке.
Уважаемые читатели, что вы думаете по этому вопросу. Пишите в комментариях.