Найти в Дзене
Глазами космополита

"Катехизис еврея в СССР": славянские волхвы против "евреев всех национальностей"

"Евреи!... Наш национализм интернационален и поэтому вечен. В него открыты двери евреям всех национальностей, всех вероисповеданий". Одна из первых же фраз интригующего текста, который антисемиты считают подлинным изложением "тайной еврейской доктрины" по захвату власти, мгновенно вызывает вопросы. "Евреи всех национальностей"? Это кто ж такие? Евреегрузины? Казахоевреи? Бывают ли русские всех национальностей? "Мы так-то оба татары, но по национальности я армянин, а мой друг араб." Многие, конечно, до сих пор путают евреев и иудеев, хотя, казалось бы, отличить национальность от религии не особенно сложно. Вот иудеи и вправду могут быть разных национальностей. Тут уже дело не в наследственности, а в приверженности определенной вере. Однако в этом случае тоже неувязочка, потому что мы читаем еще и о евреях "всех вероисповеданий" и это все запутывает окончательно. Текст, который я процитировал, называется "Катехизис еврея в СССР", то есть советского еврея, который в подавляющем большинс
Захватывающее чтение (Винсент Ван Гог, из коллекции Фонда "Черная сотня")
Захватывающее чтение (Винсент Ван Гог, из коллекции Фонда "Черная сотня")

"Евреи!...

Наш национализм интернационален и поэтому вечен. В него открыты двери евреям всех национальностей, всех вероисповеданий".

Одна из первых же фраз интригующего текста, который антисемиты считают подлинным изложением "тайной еврейской доктрины" по захвату власти, мгновенно вызывает вопросы.

"Евреи всех национальностей"? Это кто ж такие? Евреегрузины? Казахоевреи? Бывают ли русские всех национальностей? "Мы так-то оба татары, но по национальности я армянин, а мой друг араб."

Многие, конечно, до сих пор путают евреев и иудеев, хотя, казалось бы, отличить национальность от религии не особенно сложно. Вот иудеи и вправду могут быть разных национальностей. Тут уже дело не в наследственности, а в приверженности определенной вере.

Однако в этом случае тоже неувязочка, потому что мы читаем еще и о евреях "всех вероисповеданий" и это все запутывает окончательно.

Текст, который я процитировал, называется "Катехизис еврея в СССР", то есть советского еврея, который в подавляющем большинстве случаев вообще безбожник. Автор (или авторы) этого текста пытаются изобразить, что он написан евреями для евреев, но фраза "евреи всех национальностей и вероисповеданий" для такого адресата звучит совершенно абсурдно. Смешно, прямо скажем, звучит.

Как и сентенция "наш национализм интернационален и поэтому вечен" начисто лишена смысла.

Мы-то это знаем, а вот антисемиты, похоже, даже не догадываются, их ненависть затмевает здравый смысл, в чем мы еще не раз убедимся.

Осознание сути вещей (Рене Магритт, галерея клуба "Московский расист")
Осознание сути вещей (Рене Магритт, галерея клуба "Московский расист")

При этом особенно занятно, что во многих публикациях, встречаемых в интернете, к заглавию в скобочках добавляется пояснение: "Катехизис (правила поведения) еврея в СССР", как бы намекая, что еврейским заговорщикам важно, чтобы их правильно поняли. Кто именно? Другие евреи? Ну так писали бы на иврите или хотя бы на идише, если для своих-то. Или невежественные антисемиты, для которых текст в действительности и создавался? Вот у этих и вправду есть риск не переварить странное словечко, так что им не лишне будет его заботливо расшифровать.

Текст "Катехизиса" в общем-то подтверждает эту догадку, поскольку, подобно "Протоколам сионских мудрецов", написан так смехотворно-неумно, что принять его за некое откровение может только человек с начисто отсутствующим критическим мышлением. А возможно, и не только критическим.

Давайте лишь слегка пробежимся по тексту. Это довольно увлекательное и веселое чтение.

Заранее оговорюсь, что я не мог отказать себе в удовольствии проиллюстрировать эту статью малоизвестными картинами нескольких выдающихся художников. Раз уж мы рассматриваем знаменитую фальсификацию, иллюстрации должны ей соответствовать по степени подлинности.
Вечеринка в книжном клубе (Сальвадор Дали, коллекция Спичечной фабрики "Мировой пожар")
Вечеринка в книжном клубе (Сальвадор Дали, коллекция Спичечной фабрики "Мировой пожар")

"Единство – это цель, оно же и средство к достижению цели", - высокопарно заявляет автор "Катехизиса". Поразительно глубокое умозаключение, я бы сказал. Давайте-ка немного размотаем это назад. Значит единство - это средство для достижения... единства? То есть вот мы объединились, и всё, финита, цель достигнута, можно расслабиться? Сели, поздравили друг дружку, что отлично справились, и сидим себе, скучаем.

Отличный у нас заговор получился, ребята! Коварный.

Но разве не правильнее (это я даю подсказку антисемитам) было бы написать, что единство - главное средство к достижению мирового господства? Чем книжонка пугать-то должна? Решительно непонятно.

Прозрение антисемита (Норман Роквелл, Музей масонской ложи Санкт-Петербурга)
Прозрение антисемита (Норман Роквелл, Музей масонской ложи Санкт-Петербурга)

Читая дальше, встречаем любопытную историческую справку:

"Мы, благодаря чувству коллективизма, прошли через века и народы, сохранились, приумножились и окрепли."

Это обескураживающее заявление, поскольку уж кто-кто, а евреи-то должны бы знать, что "через века и народы" их провели Тора, законы Моисея и иудейские традиции, а не "чувство коллективизма", которое вообще-то возникает не само по себе, а под влиянием перечисленного.

К тому же ошибочно считать религиозную еврейскую общину просто коллективом. Это на самом деле нечто вроде мини-государства, со своей иерархией, с собственной системой образования, с администрацией, судами, ремеслами, особыми праздниками и ритуалами. Это вам не на субботник собраться, тут хорошо продуманная независимая от внешнего мира система жизнеобеспечения всего сообщества как единого целого.

Еврей, покинувший общину и ассимилировавшийся, еврей, принявший другую религию или вовсе ставший безбожником, в большинстве случаев уже не ощущает себя частью еврейского мира, предпочитая идентифицироваться с коренным местным населением.

Тот, кто этого не понимает, вообще вряд ли сможет адекватно судить о еврейском менталитете.

И в этом, кстати, фундаментальная проблема "Катехизиса", в совершеннейшем непонимании. Высокопарность и афористичность формулировок, обилие эмоционально окрашенных заявлений, избыточность восклицательных знаков и прочей ненужной мишуры призваны скрыть содержательное убожество текста и вопиющее невежество авторов в выбранной ими теме.

Они бесконечно твердят, что евреи должны объединиться и сплотиться, но не объясняют, на каких принципах. На религиозных, иудейских? Так он им на каждом шагу противоречит, игнорируя добрую половину заповедей. К тому же для евреев-атеистов, каковых в Советском Союзе большинство, это пустой звук.

Может на марксистских? Речь-то уже не о местечковых, а все-таки о советских евреях. Но и с этими идеями текст никак не вяжется, поскольку Маркс писал о капитализме и классовой борьбе, что в СССР теряло всякий смысл. А к мировой революции, пусть даже и еврейской (как бы абсурдно это ни звучало), "Катехизис" почему-то не призывает. Но с целями, как мы помним, там вообще все не слава богу.

Тогда, возможно, нам предлагают сионистские принципы? Они ведь как раз призывают к объединению. Но только в Израиле у горы Сион, а не в Советском Союзе или где бы то ни было еще. Так что опять мимо.

Чем же нам руководствоваться? Какова основа нашей предположительной "тайной доктрины"? Единство-то откуда возьмется, коллективизм этот хваленый?

Похоже, что авторы поучительной инструкции сами с этим не определились. Или решили пугать публику не целями, а вероломными методами. Об этом, впрочем, поговорим ниже.

Снова припадая к источнику мудрости, встречаем следующее воззвание (к евреям, разумеется):

"Берите себе в жены красивых и здоровых русских женщин, пусть они принесут нам здоровое потомство, пусть они улучшат нашу породу".

Стоп, минуточку, чем это вам плоха наша порода? Вы вообще на чьей стороне? Еще старик Куприн признавал, что еврейский народ "сквозь десятки столетий прошел, ни с кем не смешиваясь". И что же, блюли себя значит, блюли, а тут вдруг "Катехизиса" начитались и пошли вразнос? Разве смешанные браки не разбавляют генофонд?

И потом в еврейской семье национальность определяется по матери. То есть эти странные "правила поведения" предлагают евреям плодить русских, против которых вроде бы, согласно тексту, должны бороться? Это точно не инструкция по ассимиляции?

Антисемит-мыслитель (Кузьма Петров-Водкин, из запасников котельной Эрмитажа)
Антисемит-мыслитель (Кузьма Петров-Водкин, из запасников котельной Эрмитажа)

Но знаете, такое противоречие очень легко объясняется.

Примерно 80% текста "Катехизиса" - это отнюдь не инструкции, а уничижительные высказывания в адрес русских - всех, без исключения, русских как нации.

Историк Михаил Соколов заметил: "Отношение к русским, которое евреям приписывается, характеризуется здесь не столько злобой, сколько презрительным высокомерием."

Можно даже особенно не углубляться, а просто скользить глазами по словосочетаниям.

Вот всего несколько примеров с моими комментариями:

- Русские неспособны глубоко мыслить... (Скажите это Менделееву)

- Русские упрямы... (А кто нет?)

- Русские завистливы... (Каин, убивший Авеля, видимо, был русским?)

- Русские не умеют просить... (Гоголь, "Шинель": «Извините-с, — сказал Иван Петрович, — а не могли бы вы передать мне соль?»; Толстой, "Война и мир": «Не будете ли вы так любезны одолжить мне на минутку вашу книгу?»; Достоевский, "Идиот": «Не могли бы вы помочь мне нести эту тяжелую коробку?»; Тургенев, "Отцы и дети": «Был бы признателен, если бы вы уделили мне несколько минут вашего времени» - по-моему, неплохо справляются)

- Русские глупы и грубы... (Как Иван Павлов и Петр Чайковский?)

- Не допускайте к творчеству русских... (Например, Толстого, Васнецова, Фокина, Чехова, Верещагина, Шаляпина, Бунина, Лемешева, Ерошенко - их не допускать?).

Давайте скажем честно, все эти выпады против всех русских поголовно выглядят какими-то детсадовскими. Даже странно, что нет прямых обзывательств и упоминания об уродливой внешности или отвратительном зловонии - уж унижать так унижать, раз о доказательствах заботиться не нужно.

Логично спросить, а почему текст, прикидывающийся инструкцией, так переполнен этими посторонними, явно излишними рассуждениями? Если представить себе, что книжку писали коварные заговорщики, изначально ненавидящие русских как таковых, им вроде бы излишне так уж все разжевывать для своих единомышленников.

Тем более описывать свое отношение столь эмоционально. Это же секретный документ, посторонние его все равно не увидят, так ради чего распинаться? Правильнее было бы одной фразой обозначить, что местные, мол, тотально несостоятельны, а мы их превосходим во всем, и следовательно вести себя нужно так-то и так-то. Однако в тексте все наоборот: сплошные оскорбления и минимум инструкций.

Утрата логических связей (Казимир Малевич, частная галерея "Погром как смысл жизни")
Утрата логических связей (Казимир Малевич, частная галерея "Погром как смысл жизни")

Как учат нас герои классических детективов, самое простое объяснение скорее всего окажется самым правильным. В нашем случае вся загадка шита толстыми белыми нитками.

Текст писался, разумеется, не для евреев, а для русских, особенно для тех, кто не склонен анализировать, а привык реагировать рефлекторно. Ему тут услужливо подкинули несколько оскорбительных фразочек, он и взбеленился. А в этом состоянии его и на погром уговорить несложно.

Ведь кто его унижает-то? Вот же, черным по белому, евреи!

Доставай топоры, пойдем спасать Расею.

Именно этим объясняется пассаж с "красивыми и здоровыми русскими женщинами", явно противоречащий всем представлениям шовинистов о еврейских браках. Публика, на которую весь расчет, сопоставлять нестыкующиеся фрагменты точно не способна. Зато она увидит главное: они еще и наших женщин поганят! Да не каких попало, а красивых и здоровых, черт побери! А нам каких, страшных и больных оставят?!

Ну и дальше по схеме: водка, бешенство, топоры, погром.

Именно так этот текст и должен срабатывать, именно для этого он написан. Собственно, инструкциям, тем самым "правилам поведения" в "Катехизисе" уделено поразительно мало внимания. По тексту размазаны две-три невнятные задачи, многократно повторяющиеся в разных формулировках. Они легко умещаются в одну фразу: "Деньги, кадры и информация - три кита, на которых зиждется наше благополучие!" (зачем тут восклицательный знак?). И это единственное разумное соображение во всем "документе". Только вот нет в нем ничего секретного или сугубо еврейского. На этих "трех китах" держится вообще любое благополучие.

Всякий, кому довелось хоть чем-то руководить - предприятием, бизнесом, творческой командой - знает, что основные ресурсы это бюджет, персонал и знания о своей сфере, о рынке, о конкурентах, о технологиях и инновациях. В СССР, положим, рынок и конкуренция не имели решающего значения, но важность принципа "деньги, кадры, информация" была понятна любому неглупому человеку.

Глупому - нет, поэтому те, кто никогда ничем не руководил, склонны верить, что подобные мысли не могли прийти в голову никому, кроме злонамеренных заговорщиков.

Угловатый текст (Пабло Пикассо, саратовский Музей чехлов для зонтиков)
Угловатый текст (Пабло Пикассо, саратовский Музей чехлов для зонтиков)

Ну хорошо, скажете вы, а кто же тогда написал "Катехизис"?

Это отличный вопрос. В русскоязычном интернете вы вряд ли найдете на него ответ. На англоязычных сайтах встречаются редкие намеки, но ссылки на статьи и книги, в которых есть подробности, ведут в академические библиотеки (например, JSTOR или Project MUSE), куда не так просто попасть. Непросто, но возможно.

Вот что обнаружилось в результате.

Джошуа Рубинштейн, американский писатель, авторитетный исследователь инакомыслия в СССР, автор книги "Сталинский тайный погром: Послевоенная инквизиция Еврейского антифашистского комитета", сообщает: "Хотя происхождение Катехизиса неясно, широко распространено мнение, что он был подготовлен советскими спецслужбами, возможно, с помощью экспертов по нацистской пропаганде, которые были завербованы Советским Союзом после войны."

В книге «Холокост в Советском Союзе» бывший директор мемориального комплекса "Яд Ва-Шем", историк Ицхак Арад пишет, что «некоторые немецкие специалисты, занимавшиеся антисемитской пропагандой в эпоху нацизма, были привлечены советскими властями для помощи в подготовке антисемитских материалов».

С этим согласен и профессор Тель-Авивского университета, историк Яаков Рои, который в своей книге «Советский Союз и евреи, 1948–1967» отмечает: "ходили слухи, что бывшие нацистские пропагандисты, такие как Густав Хильгер, были среди экспертов, которые внесли свой вклад в подготовку [текста "Катехизиса"]".

Профессор Мичиганского университета Цви Гинтельман в статье "Антисемитская кампания в СССР: 1948-1953" пишет: «НКВД отвечал за распространение антисемитской литературы, в том числе печально известного «Катехизиса еврея в СССР», изданного в 1946 году. «Катехизис» представлял собой грубый и порочный антисемитский трактат, изображавший евреев как жадных, манипулятивных и нелояльных по отношению к Советскому государству".

Обратим внимание на осторожность всех формулировок. Эксперты не утверждают, что авторство принадлежит именно спецслужбам, но склоняются к тому, что вероятность весьма велика. Принимая во внимание разнузданную антисемитскую кампанию, инициированную Сталиным вскоре после Второй мировой, это допущение выглядит убедительным, вполне укладываясь в наше представление о методах работы КГБ (или точнее в 46-м году еще НКВД / МГБ, хотя название совершенно не меняет сути).

Кстати, германские пропагандисты, предположительно участвовавшие в подготовке текста, о советских евреях, судя по всему, имели весьма приблизительное представление, учитывая вопиющую примитивность провозглашаемых целей и методов.

Полагаю, причина в том, что ненависть - не лучшая основа для качественной работы.

Литераторы за работой (Энди Уорхол, из подсобки магазина "Детская антисемитская литература")
Литераторы за работой (Энди Уорхол, из подсобки магазина "Детская антисемитская литература")

Однако попробуйте задать вопрос об авторстве любому антисемиту, свято верящему в подлинность текста и, соответственно, наверняка точно знающему имена неких евреев, ответственных за создание столь возмутительного документа. Ни один из них автора вам не назовет. Даже предположительно, опираясь на какие-то косвенные признаки.

И никто не предъявит вам бумажный оригинал этого текста. Более того, не существует ни единого изображения этой брошюрки и вообще никаких доказательств того, что она когда-либо была издана.

При этом часто упоминается, что в 50-60-е годы "Катехизис" был почти у каждого советского еврея. Позволю себе заметить на этот счет, что, будучи евреем, рожденным в 60-е годы в СССР, и, соответственно, имея массу еврейских родственников и знакомых, я ни разу в жизни не видел ни у кого из них эту книжонку и никогда не слышал, чтобы хоть кто-то о ней упоминал. Так что нет, евреи этим не увлекались. Хотя публике определенного сорта очень хотелось бы в это верить.

Все варианты текста, которые вы сможете сегодня найти, существуют только в виде интернет-публикаций, и их авторы дают крайне противоречивые сведения о происхождении "Катехизиса".

*** Кто-то пишет, что его экземпляр был изъят у израильских дипломатов в Ленинградской хоральной синагоге в 1946 году. Тут немного смущает, что израильские дипломаты отчего-то ездили по миру за 2 года до появления Израиля. Интересно было бы узнать имена этих "дипломатов" и спросить, кто же в конце концов платил им зарплату. Ответов никто не дает.

*** Кто-то противоречит этой легенде, заявляя, что книжка была издана в Тель-Авиве в 1953 году и оттуда через Среднюю Азию контрабандой привезена в СССР. Но никто никогда не сообщает нам, кем именно издана, в каком издательстве, на каком языке, кто ее перевозил, кому передавал и главное - откуда это известно, если нет ни единого достоверно подтвержденного факта.

*** Кто-то утверждает, что "Катехизис" нашли в 1961 году при обыске в квартире некоего еврейского диссидента. Как звали диссидента, чем он заслужил обыск, какова его дальнейшая судьба - неведомо. Нет таких сведений ни у кого. Как и неясно, отчего изъятая литература бесследно растворилась, не попав ни в кинохронику, ни на фото. А ведь фото- и кинокадров с различной конфискованной антисоветской литературой мы видели немало, они были важным козырем советской пропаганды.

Выходит, автор неизвестен, книгу никто в глаза не видел, год ее написания неведом, место и время обнаружения не установлено, но в подлинность написанного, тем не менее, необходимо верить.

Есть ли хоть что-то достоверное в этой истории?

Когда в голове все сложилось (Пит Мондриан, московский Музей НАТО)
Когда в голове все сложилось (Пит Мондриан, московский Музей НАТО)

А достоверно известно вот что:

"Мосгорсуд вынес приговор учредителю издательства "Витязь" и главному редактору газеты "Русские ведомости" 55-летнему Виктору Корчагину, признав его виновным в разжигании межнациональной розни и унижении национальных чести и достоинства еврейского и русского народов. Данный состав преступления суд усмотрел в факте публикации газетой Корчагина "Катехизиса еврея в СССР". Этот документ, признанный судом фальшивкой, проповедует идею национальной исключительности евреев и их превосходства над остальными нациями, в частности над русской. За его публикацию суд приговорил Корчагина к штрафу в размере 16 минимальных месячных окладов и запретил ему заниматься издательской и редакторской деятельностью в течение 3 лет" (фрагмент судебного решения 1995 года).

Впервые в эпопее с "Катехизисом" появляется конкретный персонаж с именем и фамилией, и сразу в роли подсудимого. Кто же этот мощный старик?

Помимо издательской деятельности и руководства редакцией нацистской газеты, Виктор Корчагин оказался еще и главой Московской Ведической общины и... членом Совета волхвов (!!).

Думали их уже не бывает? Как говорится, не видишь суслика, а он есть.

Если вы вдруг запамятовали, кто они такие (волхвы, а не суслики), то вот их краткая характеристика от самого Пушкина:

"Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен."

У суда, впрочем, на этот счет было другое мнение. У трех судов, если быть точным.

Волхв, нео-язычник, славяно-нацист, трижды судимый Виктор Корчагин
Волхв, нео-язычник, славяно-нацист, трижды судимый Виктор Корчагин

Подсудимый сообщил, что попросту передрал текст из новосибирской газеты "Память". Солгал, конечно, по старой привычке. Ничего подобного в "Памяти" никогда не публиковали. Не предоставил Корчагин ни бумажного оригинала, ни его фото, вообще ничего. Очевидно, что с самого начала не было совершенно никаких оснований считать этот текст хоть в малейшей степени достоверным.

Зачем же публиковать такую откровенную клюкву, если только не сам ее написал? На этот счет "вдохновенный кудесник" (это не я говорю, это снова Пушкин) простодушно сообщил, что напечатал "Катехизис" с коммерческой целью. Ну просто денег очень хотелось. А ради денег настоящий волхв готов опубликовать любую клевету. Какая ирония, что образ действий, приписываемый евреям, Корчагин и ему подобные срисовывают с самих себя.

Но фокус в том, что благодарная публика для "Катехизиса" быстро нашлась и многократно этот текст размножила. Как думаете, что заставляет ее поверить в написанное? Как это ни забавно, всего одно соображение: там же все описано как есть, - говорят потрясенные антисемиты. Всё буквально один в один! Вы только почитайте!

Читаю. Не вижу. Что конкретно из написанного осуществилось? Давайте сверимся.

  • Евреи едины? Черта с два. Я уже писал, что ни по одному вопросу на свете у евреев всего мира нет единого мнения. Вся еврейская культура, основывающаяся на иудаизме, учит нас рассуждать, задавать вопросы, подвергать сомнению любые догмы. Как говорится, на два еврея три разных мнения.
  • Мы брем на работу только своих? Полная чушь. Ну, разве что в Израиле. Но там кого еще брать-то? А в России как меня никогда никто не брал на работу по национальности, так и я, став начальником, не придавал этим глупостям никакого значения. Хотя, конечно, любой тупица, которому отказали на собеседовании, может утешаться тем, что его отбраковали еврейские наниматели.
  • Завещал ли нам иудейский бог владеть миром? Нет, ничего подобного он не завещал. Полистайте Тору или на худой конец Библию, это познавательно. Бог поручил евреям быть духовными наставниками, толкователями божьего замысла. Возложил обязанность служить примером другим народам. Но о власти никакого завета не было. Светскую власть иудаизм вообще не жалует.
  • Блокируем ли мы всех несогласных, подавляем ли их мнение? Нет, Корчагин как клеветал, так и клевещет, жив-здоров (не считая ментальных расстройств), на Дзене (как и вообще в интернете) антисемитских каналов прямо-таки россыпь, многие из которых при этом называют Дзен еврейским, не отдавая себе отчета, что, будь это правдой, им бы пришлось прикусить языки. Если бы евреи действительно были заговорщиками, владеющими правительствами и СМИ, антисемитские высказывания вообще исчезли бы из информационного поля. Но непохоже, чтобы кто-то наступал на горло юдофобской песне.
  • Единственное наставление из текста "Катехизиса", с котором мне хочется согласиться, это "Крутите им мозги, взвинчивайте нервы!" (опять загадочный восклицательный знак). Написано про гоев, то есть неиудеев, хотя гораздо больше относится к антисемитам. Во всяком случае возмущать их несложно устроенные мозги не составляет труда, а взвинчивать и без того расшатанные паранойей нервы одно удовольствие. Что же касается гоев, то среди них множество умнейших людей, мозги которым не очень-то и покрутишь.
Скрученные мозги и взвинченные нервы (Рене Магритт, галерея Фабрики дорожных конусов)
Скрученные мозги и взвинченные нервы (Рене Магритт, галерея Фабрики дорожных конусов)

Так какая же конкретно глупость из "Катехизиса" кажется антисемитом сбывшейся в реальности на 100%? Ну, собственно та, которой в тексте уделено больше всего внимания. Антисемиты верят, что евреи именно так относятся ко всем, кто не входит в их круг, именно так о них отзываются и непременно что-то плохое против них замышляют.

Это упоение мазохизмом, смакование собственного убожества, представление о себе как о вечно угнетаемым большинстве, у которого не хватает ни ума, ни воли, ни талантов, чтобы противостоять диктату некоего активного и сплоченного меньшинства. Тут даже не в евреях дело, не будь их, нашлось бы другое злокозненное меньшинство. Потому что психология антисемита - это лишь частный случай психологии пассивного бездаря и тупицы, озлобленного на весь мир за свою никчемную жизнь.

Вот откуда эта наивная детсадовская риторика, от банальной инфантильности как создателей антиеврейской фальшивки, так и их целевой аудитории. От детской привычки валить на другого вину за собственное бездействие, глупость и дурные наклонности.

Авторство "Катехизиса", по заключению экспертов, привлеченных судом, не принадлежит ни сионистским, ни религиозным, ни другим еврейским объединениям, поскольку высказанные в нем идеи (цитирую) "противоречат принципам сионизма и иудаистской религии".

От себя предложу вам забавный эксперимент. Возьмите текст "Катехизиса" и прочитайте его, меняя слово "евреи" на свою национальность. Если вы русский, то просто поменяйте местами "евреи" и "русские". Гарантирую, это будет очень смешное чтение, совершенно абсурдное. Именно таким оно представляется в своем оригинальном виде любому самостоятельно мыслящему человеку, а уж евреям-то и подавно.

Вдохновение антисемита (Густав Климт, из коллекции вино-водочного концерна "Бодун")
Вдохновение антисемита (Густав Климт, из коллекции вино-водочного концерна "Бодун")

*Комментарии приветствуются, но каждый комментатор сам выбирает стиль общения: на вежливые высказывания реагирую с уважением, на хамство, агрессию и упрямое желание оспорить каждое слово отвечаю адекватно. Если не можете быть корректными, лучше ничего не пишите.

**Автор не обязан сообщать кому бы то ни было по первому требованию, где он берет информацию. Если ссылка на источник не указана в тексте, каждый желающий может поискать сведения сам. Гугл вам в помощь.