Найти тему
StratMen (Strategic Mentoring)

Стратегическая амбидекстрия

Изменения, произошедшие в начале XXI века, в основном связанные с быстрым развитием технологий, прогрессом цивилизации, оцифровкой процессов, акцентом на инновации и предпринимательское поведение, а также процессами глобализации и усилением конкуренции — часто гиперконкуренции — означали, что условия для развития современных компаний характеризуются высокой сложностью, изменчивостью и непредсказуемостью, особенно в долгосрочной перспективе. Это, в свою очередь, ставит вопрос о том, по—прежнему ли имеет смысл стратегия развития, в широком смысле понимаемая как долгосрочное направление, в котором движется организация, цели, которые она ставит и способы их достижения.

Из-за неспособности прогнозировать и проектировать будущее было заявлено, что долгосрочные стратегические планы бесполезны, долгосрочная стратегия ушла в прошлое, а идея о том, что лучшие шаги успешных компаний являются результатом комплексного стратегического планирования, стала мифом. Есть также мнения о «сумерках» стратегии, поскольку из-за неопределенности окружающей среды и постоянных внутренних изменений внутри организации ситуация в момент формулирования стратегии может сильно отличаться от ситуации, когда она реализуется, что, в свою очередь, приводит к дополнительным затратам на корректировку стратегии. Следовательно, в отличие от стратегического планирования, был рекомендован подход, основанный на возможностях, а также постоянном повышении эффективности операционных процессов. Однако такой подход не подтверждает важность стратегии как таковой, а скорее меняет ее понимание и открывает дискуссию для новых проблем и задач стратегического управления.

Безусловно, компании по-прежнему нуждаются в стратегиях, поскольку они выполняют функцию упорядочивания и задают последовательное и направленное развитие компаний. Однако из-за неопределенности окружающей среды это развитие не может быть спланировано точно или на долгосрочную перспективу. Таким образом, стратегия в настоящее время представляет собой динамичный процесс принятия решений в условиях неопределенности (ограничений, давления и возможностей) с целью сохранения потенциала развития в долгосрочной перспективе. Поэтому стратегия должна сочетать воображение, смелость и дальновидность с прагматизмом и последовательностью в действиях. Это, в свою очередь, означает, что для достижения успеха компании должны справляться с противоречиями, примиряя и часто преследуя противоположные цели (вспоминаем диалектику).

Согласно этому подходу, компании сегодня должны как изучать новые возможности для обеспечения своей будущей прибыли, так и использовать свои существующие преимущества для обеспечения текущей прибыльности. Поэтому нельзя отказываться ни от текущей деятельности, ни от анализа и проектирования будущего, поскольку и то, и другое необходимо для получения конкурентного преимущества в долгосрочной перспективе. Способность компании сбалансировать деятельность по текущей деятельности и анализу и проектированию будущей деятельности была названа амбидекстрией, что означает способность одинаково хорошо работать обеими руками.