Пистолет, как маломощное недальнобойное оружие, обычно играет в войнах очень небольшую роль. Как правило, пистолетами в армиях мира снабжаются для самозащиты только командный состав и некоторое количество солдат, обслуживающих тяжелую технику, которым длинноствольное оружие только мешает в работе (пулеметчики, наводчики орудий, механики-водители танков и т.п.). Поэтому в войсках короткоствольное оружие обычно значительно уступает в массовости другим видам армейского стрелкового вооружения, намного более важного для ведения боев. Однако не совсем так обстояло дело в Китае.
В китайских войнах 20-30х гг., особенно в период региональных междоусобиц, скорострельный пистолет иногда оказывался более современным и более эффективным оружием, чем еще довольно массово применявшиеся на поле боя древние однозарядные мушкеты на дымном порохе. И тем более – в рукопашных схватках с использованием копий и мечей, обычно и определявших в 20-е и даже в 30-е гг. победный исход сражения. Я уже не говорю о популярности короткоствольного оружия, которое необременительно носить и легко спрятать в одежде, среди гражданского населения Китая, стремившегося хоть как-то себя защитить в условиях нестабильности и безвластия гражданской войны, порождавших кроме всего прочего и разгул уличного бандитизма.
Все это приводило в среде китайцев к огромной популярности самых разных пистолетов – от маленьких карманных до громоздких армейских образцов. А так как спрос рождает предложение, продажа гражданскому населению и оснащение армии различными «короткостволами» в Китае процветали. Причем пистолеты не только завозились десятками тысяч из-за границы, но и производились на месте – как специализированными оружейными предприятиями, так и многочисленными непрофессиональными кустарными мастерскими. И если «короткостволы» производства оружейных заводов (даже в случаях его нелицензионного копирования) зачастую отличались неплохим качеством, приближавшимся к оригиналу, то «склепанные на коленке» мастерами-любителями «самопалы» иногда оказывались более опасными для своих же владельцев, чем для противника.
Пожалуй, самым распространенным и самым любимым пистолетом в Китае был немецкий пистолет Маузер С.96 (получивший в Европе прозвище «Брумхендл» - «ручка метлы»). Этот «большой и страшный» пистолет был для «детей Поднебесной» желаннее даже более современных и совершенных образцов оружия; китайцы ценили С.96 так высоко, что были готовы покупать его в больших количествах, несмотря на значительную цену этого оружия.
Китайцы «положили глаз» на «Коробку-пушку» (как они назвали С.96) еще до Первой мировой войны: уже тогда они пытались купить у фирмы «Маузер» оснастку для выпуска пистолета С.96; но хозяин фирмы Петер-Пауль Маузер ответил отказом, желая оставить монополию на это оружие за собой. Поэтому китайцам пришлось покупать эти пистолеты у немцев: с 1916 по 1936 китайские армии и полиция получили из Германии около 300.000 Маузеров С.96 (практически, треть всех выпущенных немцами «Брумхендлов»!). Таким образом, именно Китай стал крупнейшим в мире пользователем С.96. И именно Китай, а не Советский Союз (как утверждают отечественные историки) с его «мизерным» заказом всего на 30.000 Маузеров спас фирму от разорения в тяжелые годы инфляции, наступившие в Германии после 1-й мировой войны. Ведь после поражения Германии в той войне немецкая оружейная промышленность была подорвана огромными репарациями и всевозможными запретами на производство и торговлю оружием. Тогда-то ослаблением ее позиций и воспользовались некоторые предприниматели других стран. Они занялись незаконным (по принципу: «горе побежденным», какие уж тут законы!) нелицензионным копированием немецкого оружия и внедрением его на тех рынках, которые раньше являлись сферой влияния только германских оружейников. Особо в этом преуспели испанские оружейные фирмы, начавшие массово выпускать «клоны» Маузера С.96 - без какого-либо одобрения или согласия на то компании «Маузер Верке». А другой страной, рьяно взявшейся за массовое пиратское копирование С.96 без всякого уведомления немцев о своем «плагиате», стал именно особо возлюбивший «Коробку-пушку» Китай.
Китайцы с 20-х гг. буквально десятками, если не сотнями тысяч «клепали» поделки, зачастую лишь весьма отдаленно напоминающие Маузер. Причем и в Испании, и в Китае производство пистолетов С.96 началось с попыток точного копирования оригинала, но быстро приобрело «национальный колорит», заключавшийся в упрощенчестве и грубости исполнения. Понятно, что эксплуатационные и боевые характеристики и испанских, и особенно китайских псевдо-Маузеров часто оставляли желать много лучшего; но зато они и стоили намного дешевле…
Особой популярности «Брумхендла» в Китае очень способствовал нашумевший случай его применения против вооруженных бандитов британцем Ричардом Муром, находившимся на китайской службе. Будучи полицейским в Шанхае, Мур в 1929 году вступил в схватку с целой группой преступников. В перестрелке «один против семи» Мур, за несколько минут боя буквально изрешетил пятерых грабителей из своего Маузера, всадив в них 27 пуль. Двоих оставшихся в живых раненых преступников детектив арестовал. В ходе схватки в самого Мура попало несколько бандитских пуль, но его спас бронежилет; полицейский отделался только легким ранением в плечо.
Этот случай сделал и до того любимый китайцами «Брумхендл» буквально культовым пистолетом всей страны. Китайцам, завладевшим почти третью миллиона С.96, которых, вероятно, хватило бы для вооружения всего офицерского состава и всех полицейских Европы, этого показалось мало. В стране полыхала гражданская война, оружие требовалось во все больших количествах. И враждующие между собой китайские генералы кроме немецких Маузеров начали скупать буквально оптом еще и испанские клоны С.96; причем не только высококачественные «Астры», но и любой малопригодный к бою хлам, лишь бы он внешне походил на Маузер. Тем не менее, и десятков тысяч приобретенных «Máuser De Español» китайцам не хватало, и они наладили так же собственное производство нелицензионных копий Маузера. Причем китайские «клоны» «Брумхендла» охотно производились не только оружейными заводами, но и многочисленными кустарными мастерскими, зачастую до этого никогда не изготавливавшими оружия. Это привело к уникальному в истории разнообразию вариантов одного и того же пистолета; разнообразию, фактически не поддающемуся каталогизации. К тому же понятно, что при недостатке, а то и полном отсутствии необходимых для изготовления оружия материалов, и при весьма разном уровне умений мастеров качество произведенных китайцами «так называемых Маузеров» очень сильно «гуляло» - от вполне приемлемого, до опасного для жизни самого стрелка… А так как это изготовление чужого оружия без разрешения фирмы-производителя являлось противозаконным, китайцы не оформляли на изготовленную продукцию никакой документации и не вели учета изготовленных «стволов». И мы сегодня не можем сказать, сколько же «Брумхендлов» было произведено «на стороне», и каково было реальное количество изготовленных С.96 за всю историю этого пистолета.
Такое огромное количество Маузеров С.96 нужно было китайцам не только для оснащения «короткостволами» командного состава и «технарей». Этим пистолетом вооружали и значительное количество рядовых пехотинцев. Так, по Маузеру и большому мечу получал каждый боец штурмовых отрядов, задачей которых (как и у немцев в 1-й мировой войне) было ворваться на позиции противника и «зачистить» их в рукопашной схватке клинком и ливнем пуль. Кроме того, в китайских армиях формировались целые взводы и роты «пистолетчиков», вооруженных исключительно «Коробками-пушками», которые с пристегнутыми кобурами-прикладами использовались как скорострельные многозарядные карабины. Часто это были женские отряды – Маузер даже с пристегнутой кобурой был все же значительно легче и короче винтовки, и женщинам было проще управляться с ним, чем с «длинностволом».
Часть этих отрядов вооружалась немецкими автоматическими Маузерами М.712 «Schnellfeuer» и испанскими автоматическими «Астрами» М.902 и М.903, способными вести огонь очередями. Такие команды Китая уже в 20 - 30-е годы предвосхитили европейские и советские подразделения «автоматчиков», появившиеся на Западе только в ходе 2-й мировой войны. Кстати, именно китайцы стали основными потребителями таких автоматических Маузеров. Иначе бы ни немецкая фирма «Маузер Верке», ни испанские «Beistegui Hermanos» и «Unceta Y CIA» не стали бы выпускать в больших количествах свои автоматические пистолеты. Ведь «Шнелльфоеры» не пришлись по душе европейцам из-за слишком большого разброса пуль и сильного задирания ствола при стрельбе очередями - это фактически не позволяло вести прицельную стрельбу. Тем не менее, выпуск «автоматических Маузеров» продолжался: ведь китайцы скупали основную массу произведенных «шнелльфоеров» - и немецких, и испанских. Китайцы же для стрельбы из своих «автоматических коробок-пушек» разработали особую манеру стрельбы, сегодня из-за ее необычности часто демонстрируемую современным кинематографом. Так как М.712 и М.902 при очередях сильно подбрасывало, и большинство пуль уходило вверх, китайские «автоматчики» стали наводить свои Маузера не в вертикальной, а в горизонтальной плоскости. В результате очередь повернутого вдоль земли пистолета давала «веер» по горизонтали, создавая высокую плотность огня и увеличивая вероятность попадания - если не в одного, так в другого врага.
Как уже говорилось, изготовлявшиеся в Китае «Коробки-пушки» кардинально различались между собой по качеству и надежности. Наиболее удачными, близкими по исполнению к немецким, были Маузеры, выпускавшиеся на арсеналах Шансей и Пекин-Тяньцзинь; немного ниже качеством, но все же вполне пригодным было оружие заводов Ханьян, Таку и Тайюань; пистолеты всех этих государственных арсеналов маркировались китайскими иероглифами. А вот «подпольные» «Коробки-пушки» кустарных мастерских обычно пытались скрыть свое происхождение нанесением маркировки, скопированной с немецкого образца. При этом немецкую маркировку китайские кустари, не знавшие расшифровки клейм на настоящем Маузере, зачастую тупо проставляли вместе с порядковым номером пистолета на сотнях изготавливаемых копий (часто – не на тех местах, где наносили маркировку немцы). К тому же многие безграмотные горе-изготовители, не имевшие представления ни о немецком языке, ни о латинском алфавите, при копировании надписей допускали грубейшие ошибки, а то и вовсе переворачивали или полностью искажали буквы.
Фактически все производившиеся в Китае «Коробки-пушки» были более или менее удачными клонами или немецкого Маузера, или испанской «Астры». И хотя они являлись лишь грубо выполненными копиями без внесения каких-либо своих дополнений, именно китайцам принадлежит честь создания еще одной, новой модели С.96. Китайцы ухитрились (правда, не без помощи европейских инженеров) разработать «мечту американцев» - крупнокалиберный Маузер! Причиной разработки этой «Коробки-пушки» .45-го калибра стало огромное количество имевшихся в стране патронов .45 АСР, предназначавшихся для проданных Китаю пистолетов-пулеметов Томпсона. И инженеры завода Шансей, среди которых кроме китайцев были так же оружейники из Германии, России, Бельгии и США, решили приспособить самый популярный и распространенный в Китае пистолет под этот мощнейший боеприпас. В результате родился еще более тяжелый и громоздкий, чем стандартный Маузер, пистолет с очень высоким останавливающим действием пули. Его разработка началась в 1926, и продолжалась два года. Получившегося «монстра» китайцы официально нарекли Шансей-45, но в народе за ним закрепилось прозвище «Дракон с коробкой».
Пистолеты Шансей-45 отличались неплохим качеством изготовления, мощным патроном и отличной точностью стрельбы на дистанции до 100 м. К недостаткам «Дракона» нужно отнести большой вес и крупные размеры, делавшие этот пистолет менее мобильным, чем обычные Маузеры. В среднем в год выпускалось порядка 3.000 таких пистолетов. Производство «Драконов с коробкой» продолжалось вплоть до 1937 г, пока провинция Тайюань не была захвачена японскими войсками; таким образом, общий выпуск версии Шансей-45 приближался, видимо, к 30.000 экземпляров.
В Китае пистолет Маузер С.96 и его многочисленные подражания были самым распространенным короткоствольным оружием вплоть до окончания 2-й мировой войны. Но и после завершения войны Маузеры еще долгие годы продолжали оставаться на вооружении и в войсках КНР, и в армии Тайваня. Можно с уверенностью сказать, что именно в Китае Маузер служил дольше, чем в какой-либо другой стране. Мало того, в конце 70-х годов китайцы разработали новую модификацию Маузера, которая пошла в серийное производство под маркировкой Тип 80. Она представляла собой гибрид из элементов состоявших на вооружении китайской армии пистолетов: Маузера С.96, ТТ и ПМ…
1912-1950: Китай в бесконечных войнах. Японо-китайская война 1937-1945 гг.
1912-1950: Китай в бесконечных войнах. Форма и снаряжение китайских армий
1912-1950: Китай в бесконечных войнах. Винтовки китайских армий
1912-1950: Китай в бесконечных войнах. Пулеметы китайских армий
1912-1950: Китай в бесконечных войнах. Пистолеты-пулеметы китайских армий
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.