Найти тему
ТЫ КОСМОС

Один скачет, другой "вкачивает" – простой, но мощный психологический трюк

Оглавление

Зачастую мозг делает фатальные ошибки и попадается в простейшие ловушки. Учёные назвали наш вид "человеком разумным". Тут они, пожалуй, поспешили. До разума ещё дорасти надо, и не каждому это удаётся. А огромный потенциал мозга ещё не гарантирует его качественной работы.

Например, для того, чтобы загнать в мозг человека какую-то программу, достаточно просто незаметно навязать ему определенные телодвижения – кивки и прыжки.

Один из подходов, как вызвать у себя эмоции, которому учат начинающих актёров – система Мейерхольда. Суть её в том, что мы судим о своих чувствах по своему поведению и по телодвижениям. Скажем, если нужно почувствовать испуг, начни суетливо двигаться, или побеги.

Мячик, легко захватывающий внимание
Мячик, легко захватывающий внимание

"Шаг сюда, ишак сюда"

В очень остроумном эксперименте (Wells and Petty, 1980)* было продемонстрировано, что наше невербальное поведение действительно может давать нам информацию о наших установках и эмоциях, и даже влиять на них:

Под предлогом проверки удобства стереонаушников "в движении" исследователи просили студентов колледжа во время прослушивания радиопередачи либо кивать головой ("Двигайте головой вверх-вниз"), либо покачивать головой ("Двигайте головой туда-сюда"). Между музыкальными номерами, в передаче звучало полутораминутное убеждающее сообщение о повышении платы за обучение в университете, где учились испытуемые. Это сообщение было представлено диск-жокеем как редакционный комментарий радиостанции. Проведенная после прослушивания сообщения оценка мнений испытуемых совершенно ясно показала, что сообщение прошло мимо их умов. По сравнению с контрольной группой (в которой испытуемые только слушали передачу), испытуемые, которым велели кивать во время прослушивания, больше соглашались с сообщением. И наоборот – испытуемые, которым велели покачивать головой (как делают, когда хотят жестом сказать "нет"), меньше соглашались с сообщением. Тот факт, что ни один из испытуемых не подозревал, что движения головой как-либо повлияли на его установки, говорит о многом.

Механизмы действия этих неосознаваемых процессов остаются еще неизученными. Исследователи предполагают, что когда мы киваем, наши мысли почти всегда бывают положительными, а когда мы качаем головой, у нас почти всегда бывает негативное настроение ума. Эта ассоциация так хорошо заучена, что, например, очень трудно "не согласиться, кивая": такие телесные и когнитивные реакции несовместимы между собой. Поэтому физические движения головой приводят к подавлению несовместимых с ними когнитивных реакций, в то время как совместимые реакции только усиливаются. Кивание способствует формированию реакции согласия; покачивание головой способствует формированию реакции несогласия.

Практические последствия существования таких связей могут быть весьма далеко идущими. Как пишут Зимбардо и Ляйппе**:

"Узнав о результатах исследования движений головой, не думаете ли вы, что следует с некоторым подозрением относиться к телерекламе, в которой показывают вертикально прыгающий мяч, в то время как в звуковом сопровождении расхваливают достоинства продукта? Невербальные сигналы, исходящие от нас самих и от других, можно объективно увидеть, услышать или почувствовать. Их можно заметить. Но как мы видели, они могут влиять на эмоции и впечатления даже тогда, когда их не замечают осознанно".

"Убедительные" прыжки

Пример со скачущим мячиком, который служит дополнительным убеждающим фактором – не просто теоретический. Присмотритесь, и увидите это в рекламе и даже в политике.

Кадр из рекламного ролика с "прыгающей" пробкой
Кадр из рекламного ролика с "прыгающей" пробкой

В данном случае весьма примечателен пример рекламных роликов пива "Патра", которые в огромных количествах крутили по телевидению, несколько лет тому назад. Слоган рекламной той компании звучал так: "Жизнь прекрасна, пока прыгает пробка... ", а главным визуальным элементом видеороликов была беспрерывно прыгающая пробка. Эта рекламная кампания показалась многим зрителям убедительной и принесла неплохие дивиденды своим создателям. А секрет успеха почему-то остался во многом нераскрытым. "Прыгающая" пробка оказалась очень убедительной.

И ещё более успешным оказалось "перепрограммирование" целой страны на определенные политические взгляды, за счёт простых "кричалок", сопровождающихся энергичными прыжками.

То есть, если хотите навести порядок в собственном мозге и не желаете, чтобы в него незаметно загружались посторонние программы, то не помешает внимательнее следить за своими телодвижениями.

Кадр из рекламного ролика с "прыгающей" пробкой
Кадр из рекламного ролика с "прыгающей" пробкой

* Brinol, P. and Petty, R.E. (2009). Embodied Persuasion: Fundamental Processes by Which Bodily Responses Can Impact Attitudes. In G. R. Semin & E. R. Smith (Eds.), Embodiment grounding: Social, cognitive, affective, and neuroscientific approaches. Cambridge, England: Cambridge University Press.

** Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние — СПб.: Питер, 2001

Спасибо за внимание!
Спасибо за внимание!