Когда я был студентом, у меня был совсем другой опыт. Вопрос «почему они заставляют нас учить всю эту реально старую ерунду» для меня просто не стоял. Как я понимаю, сегодня это может быть проблемой для некоторых студентов и источником их неприязни к процессу обучения. Я в какой-то степени сочувствую этим студентам. Если вы хотите стать студийным гитаристом или цифровым продюсером, анализ лютеранских гимнов 300-летней давности или цифрованного баса действительно может показаться вам чем-то «второстепенным»...
В моём случае раннее детское увлечение музыкой было пропитано госпелом, кантри, пыльными джазовыми пластинками биг-бэндов, вытащенными из стопок в шкафу, а также роком и поп-музыкой, которую любили мои родители. Это то, что я учился имитировать и воспроизводить на своём инструменте в возрасте четырёх и пяти лет [Прим.: автор этих строк представился как «пианист и композитор»]. Братья Делмор, Бенни Гудмен, Джон Фогерти, Бич Бойз и Рэй Чарльз были в числе моих первых «учителей» в этом смысле.
Когда чуть позже я открыл и разобрал Баха, Шопена, Чайковского и Бартока, я не почувствовал себя подавленным или ограниченным. Это было больше похоже на то, как будто мне вручили ключи от шоколадной фабрики — эти ребята проделывали удивительные вещи с музыкальным материалом теми приёмами, которые я уже усвоил. Тот факт, что эта музыка была «старинной» и очень далека от моего повседневного опыта, делал её лишь ещё более увлекательной для меня. Это был мой опыт. Но здесь разговор не обо мне — я рассказал этот «анекдот» только как альтернативную точку зрения.
Итак, основные гармонические и мелодические «правила» поп-музыки произошли из того, что мы называем языком и техникой «общепринятого периода», которые основаны на Бахе и музыке его эпохи (очень грубо говоря). В общем, то, что звучало «круто» тогда, звучит «круто» и сейчас. Это наша история и наша культура. Слава богу, всегда есть место для развития и изменений, но упомянутая основа кажется весьма прочной и надёжной.
Чрезвычайно интересная вещь в написанных Бахом хоралах заключается в том, что взятые им мелодии в результате описывают аккордовые последовательности в основном такого рода, с которыми современные авторы песен прекрасно знакомы (например, ii - vi - VI и тому подобное). Но эта гармония достигается благодаря взаимодействию четырёх отдельных мелодических голосов: сопрано, альта, тенора и баса. Бах достаточно редко писал мелодии сам, так что на самом деле всё это аранжировки.
Основную мелодию, которую Бах где-то взял и которую он аранжирует, обычно исполняет сопрано (верхний голос многоголосного склада). Но каждый из трёх других голосов также полностью независим. Каждый из них является небольшим «мелодическим носителем» сам по себе. Гармоническая прогрессия, которая разворачивается по мере того, как они двигаются, кажется, происходит почти «случайно», поскольку четыре голоса или четыре мелодических нити выполняют свою индивидуальную работу одновременно. Это волшебство, и это великолепно. Это немного напоминает внутриклеточные биохимические процессы или что-то в этом роде...
Сравните это с относительно «ванильным» написанием песен, ориентированным на фортепиано или гитару. Аккорды, как правило, представляют собой блоки, определяемые в большей степени основным физическим интерфейсом инструмента, чем взаимодействием отдельных голосов. Поместите руку сюда, теперь переместите руку туда, и так далее... Итак, мы сосредотачиваемся на совершенно других элементах в том же контексте, и это нормально. Таким способом вы наверняка сможете создавать мощную, выразительную, заводную музыку и, возможно, зарабатывать миллионы долларов, если вы настойчивы, умны и удачливы.
Но заниматься анализом хоралов имеет смысл практически всем, кто интересуется тем, как работает музыка. Потому что благодаря этому вы сможете узнать гораздо больше о том, как абстрактно создается гармония. Гармония в этом случае больше касается манипулирования мелодическими линиями, чем сочетанием аккордов как таковых. Такое исследование может сделать вас более умным, находчивым и способным художником. Если вы не разбираетесь в этом, вы просто не будете в порядке как профессионал.
Хотя, ваше образование должно быть всесторонним и учитывать ваши личные интересы и цели. Конечно же, институциональное образование всех видов имеет тенденцию к некоторой закостенелости. В дополнение к изучению старинной музыки многие современные музыкальные учебные заведения предлагают курсы по написанию и продюсированию современных песен. А некоторые программы даже специализируются в первую очередь именно на этих областях.
В целом, есть очень разумные причины для академического внимания к сочинениям XVIII века. И это не просто потому, что «папа так сказал», это уж точно.
По материалам поста (англ.).