4,2K подписчиков

Суп из сосиски, чтоб сытнее.

1,9K прочитали

Никогда не думала, что мне придётся жить в коммуналке. В детстве я жила в пятикомнатном доме с родителями и бабушкой, а когда вышла замуж, первейшей задачей было поставлено свить своё "гнездо" - хоть плохонькое, но отдельное, гордое и независимое. Но... судьба играет человеком, а человек играет на трубе. (с)

В марте мужу исполнилось 26, в мае мы купили дом (24 метра свободы!), а в декабре Родина спросила: "Так, я смотрю, дюже хорошо живёшь? Ничего не забыл? А должок?" И мы отправились отдавать должок.

Про саму армию расскажу, может, как-нибудь, а сейчас - про общежитие. В общем-то, ничего ужасного в нём не было. Примерно месяца через полтора после прибытия нам дали комнату в "трёшке". И после комнаты в санчасти, где в углу за креслом лежал снег из щели в стене, это было очень даже неплохо. Человек - он же такое странное существо, когда ему говорят "купи козу", а потом "продай козу", он, дурачок, всегда радуется.

Самым тяжёлым для меня было привыкнуть жить в том, что дадено и ничего не улучшать. Ну, потому что мозгом ты понимаешь, что переклеивать обои, если тебе суждено прожить здесь года полтора, а то и меньше - глупо. Но глазам смотреть на колченогий шкаф, армейские сетчатые кровати и холодильник "ЗиЛ", сменивший десяток хозяев, всё равно больно.

Выручало творчество. Рисовать я не очень умею, но люблю. И денег на бумагу и краски всё-таки хватало. Поэтому унылые выцветшие стены иногда украшались моими нехитрыми картинами или коллажами. Поработать мне в Москве не довелось - очень долго делали какую-то важную бумажку типа временной прописки, а без неё никуда не брали. А когда бумажка появилась, мой беременный живот был уже заметен, так что не брали опять.

Ещё выручало общение. С соседками по квартире я познакомилась недели через две после начала проживания. Просто я вообще не очень люблю знакомиться, а тут ещё наложились страшные рассказы про коммуналку и кастрюли на замках, жён военных и их склоки и т.п. Я их боялась. Так что в течение дня, когда все были на работе, делала все дела, готовила еду на ужин, уносила к себе в комнату и вечером только проскальзывала из комнаты в туалет и обратно. Удовольствия не прибавляло и то, что у меня был жуткий токсикоз на жареное мясо, а запах этот ежевечерне просачивался из кухни. Так что я лежала пластом и ненавидела весь мир, включая ни в чём не повинных соседок.

Потом мы всё-таки познакомились, они оказались отличными девчонками, да и токсикоз отпустил.

Одна из них много работала, приходила поздно, и мы виделись практически только в её выходные. А вторая - Лена - тоже была беременна, на два месяца дольше меня, и как раз вскоре вышла в декретный отпуск. С ней мы и гуляли - до рынка, по магазинам или до парка, чтоб дышать полезным воздухом и кормить воробьёв. И, естественно, рассказали друг другу всю свою предыдущую жизнь.

Такой мне запомнилась Москва. Фото с сайта мояоколица.рф
Такой мне запомнилась Москва. Фото с сайта мояоколица.рф

От неё я узнала, что мы сейчас живём очень даже неплохо. Им пришлось пройти через такую нищету, что представить сложно. Так получилось, что они с мужем начали встречаться очень рано, в школе, и родили тоже, совсем не встав на ноги. Свекровь на это очень обиделась, обзывала Лену по-всякому и кричала, что она сломала жизнь её мальчику. Мальчик хотел поступать в военное училище. В него он, собственно, и поступил. А Лена поехала с ним, потому что её родители тоже были не слишком рады внучке и не слишком богаты, чтоб помогать новой семье. Ну, разве что картошку и соленья могли предложить.

Так что жили они на стипендию военного училища. Снимая комнату в доме неплохой бабушки. Отягощал неплохую бабушку плохой сын, который не работал и что-то употреблял. Дверь в комнату они никогда не оставляли открытой, но он умудрялся воровать и продавать даже их картошку и банки с помидорами из погреба.

В конце концов они нашли другую бабушку. И ту бабушку Лена вспоминала с теплотой. Рассказывала, как она давала ей полезные советы: "Деньги получили - первым делом купи круп. Когда вся еда закончится, будет хоть из чего кашу на воде сварить". "Мяса нет - купи две сосиски, одну в суп покроши, одну во второе, чтоб сытнее".

Наверное, благодаря той бабушке, с деньгами Лена обращалась виртуозно. Дня за три-четыре до зарплаты к ним в комнату начиналось паломничество: "Ленок, займи хоть рублей 300, а то на проезд даже нет," - просили одинокие офицеры, получающие зарплату одинаковую с зарплатой её мужа. Лена выручала. У неё всегда были.

Попутно она ещё училась в каком-то художественном институте на дизайнера. У них в комнате висело несколько её картин - очень неплохих. Сразу после школы не получилось выучиться, а теперь вот - смогли себе позволить - и поступить, и ребёнка второго завести.

Лена была на год или полтора моложе меня, но иногда казалась мне женщиной, как минимум, средних лет - столько в ней было житейского опыта. Но и задора она при этом не растеряла. Недавно пересматривали видео, как она рассекает на роликах с коляской. Макс спросил, кто это в коляске, я сказала - твоя молочная сестра.)

...Приехав домой, я первым делом купила круп. Стройка и двое детей - нам тоже предстояли не самые лёгкие времена.

***

А какие годы жизни для вас были самыми тяжёлыми? И какие это были годы по календарю? Я как-то прочитала, что начало 2000-х теперь называют "тучными", типа, до кризисов все жили очень даже неплохо. Ну не знаю, кто как, кто как...

***

Про молочную сестру: