Одзунский собор - один из древнейших армянских храмов и несомненно самый древний на севере нынешней Армении. Сам Одзунский монастырь был основан примерно в 6 в., а церковь Св. Марии возвели несколько позже - в начале 8 в. на месте более старого храма. Построил собор Иоанн Одзнеци, армянский католикос (717—728 гг.), прозванный за блестящее образование и широту интересов Имастасэром (Философом). Храм возвели на месте старой церкви, ее фрагменты были включены в новое здание, но судя по всему их число незначительно. Поэтому, скорее всего, более ранняя датировка собора (6 в.) не имеет под собой оснований.
О том, что собор построил именно Иоанн Одзнеци (Одзунский) в начале 8 века, писал средневековый хронист Киракос Гандзакеци (1200—1271 гг.) в своей "Краткой истории":
[Католикос Иоанн] построил также большую церковь в своем [родном] селении Одзун, расположенном близ города Лори, а сам, избрав себе место жительства недалеко от селения, обосновался там.
В старые времена в этих отдаленных местах было неспокойно, здесь зверствовали ужасные змеи-вишапы. О нападениях вишапов на людей в Армении, я как-то делал специальный пост (см. ссылку ниже)
О борьбе святого Иоанна с вишапами упоминает Киракос Гандзакеци:
И случилось однажды, когда святой [Иоанн] молился, огромные вишапы напали на место, где была обитель благочестивого. И служка, увидев их, пришел в ужас, закричал, зовя святого на помощь. Святой перекрестил их, они тотчас же окаменели и так и остаются по сей день.
Строитель собора святой Иоанн Одзнеци был большим другом арабского халифа Хишама. Видимо, это обстоятельство и сделало его католикосом. Своей резиденцией он выбрал родной Одзун, развернув здесь обширное строительство.
Надо сказать, что святого Иоанна боялись все в округе, а не только змеи-вишапы.
Вот, что пишет хронист про католикоса:
И [халиф Хишам] немедля приказал написать грамоту, как он просил, пожаловал ему богатые дары, созвал большое войско для сопровождения его и отправил с почестями великими в Армению. И он (католикос Иоанн), вернувшись, начал преследовать всех греков, живших в Армении, — как правителей, так и [простых] воинов. И те стали бежать, да так поспешно, что даже не успевали сокровища свои захватывать с собой, а оставляли их захороненными здесь, в нашей стране, и брали с собой лишь описания местоположения [клада].
В последнем абзаце Киракоса Гандзакеци чувствуется, что хронист был и сам весьма неравнодушен к греческим кладам - как-то он сильно фиксируется на обстоятельствах связанных с ними)
Ниже на фото, каменный блок с изображением креста. Эта сполия осталась от прошлой церкви. Таких фрагментов очень немного, мне их показал настоятель храма. Кстати, очень разумный человек, что удивительно в такой глуши. Несмотря на активное завышение возраста собора буквально на всех армянских интернет ресурсах, настоятель сходу обозначил более правдоподобную дату возведения храма, а именно 8 век. От 6 века, по его мнению, остались только вот эти камни в столбах церкви.
Во многих армянских церквях складируются каменные фрагменты хачкаров, надгробий и т.д. В Одзуне почти у каждой стены навалены подобные артефакты. Мне всегда нравилось их рассматривать.
Иногда попадаются очень интересные фрагменты. Например, каменный макет башни с арками, что на фото ниже. Видимо, это часть обелиска. Непонятно какого он возраста, но подобные подковообразные мавританские арки были популярны на Ближнем Востоке до 10 века. Их изначальным источником принято считать сасанидскую Персию. Большое кол-во подобных арок сохранилось в архитектуре византийской Каппадокии. В связи с этим, стоит думать, что этот фрагмент может быть старше самого собора, потому как в нынешней церкви таких арок нет.
К счастью, несмотря на начавшуюся реставрацию храма, его еще не успели испортить. Поэтому все детали выглядели вполне правдоподобно. Насколько мне известно, в 2016 г. реставрация уже закончилась.
Церковь в Одзуне имеет очень интересные внешние арочные галереи. Подобные галереи больше нигде в армянских храмах не встречаются, за некоторыми исключениями. Например, галереи существовали в древнейшей армянской базилике в Ереруйке, она датируется 5 веком. Собственно, на этом и строится утверждение о более раннем возрасте Одзунской церкви. Если Ереруйк имевший галереи датируется 5 в., то стало быть и Одзун должен датироваться этим же временем.
Рядом с собором стоит загадочный монумент. Это знаменитый одзунский обелиск, датируется он приблизительно 6 веком. Считается, что это надгробие, хотя точное назначение обелиска неизвестно. Надо сказать, что в Армении было весьма развито мемориальное искусство (в отличии, например, от соседней Грузии). Известно множество различных форм армянских монументов, это и известные всем хачкары, ранние столбообразные резные обелиски, отдельно стоящие колонны и т.д. Одзунский обелиск выделяется из общей массы монументов, известно лишь еще одно подобное надгробие в Агиту на юге Армении. И то оно несколько отличается от одзунского по внешнему виду. Поэтому это сооружение фактически единственное в своем роде.
Монумент состоит из ступенчатого основания, двух арок и двух вертикально стоящих камней-менгиров. Менгиры эти в общих чертах напоминают древние каменные монументы, изображающие змеев-вишапов. Они имеют скругленные очертания внизу и вверху. Большинство камней-вишапов датируются еще доурартскими временами, минимум 2 тыс. до н.э.
Как тут не вспомнить рассказ Киракоса Гандзакеци об окаменевших вишапах, который я привел выше.
Почитание змей (вишапов) в дохристианской Армении было очень распространено. Можно сделать предположение, что этот языческий культ был как-то связан с ираноязычными мидийцами, которых армяне даже называли марами (от парфянского - змеи) или вишапидами (драконами, драконидами). Само название поселения Одзун переводится как "Змеиный" от армянского слова одз (змея). Этот топоним может свидетельствовать о том, что коренными жителями в этой местности были именно мидийцы (предки нынешних курдов), а не албанцы или картвельские племена, как часто утверждается. О расселении маров-мидийцев у подножия Арарата в древности я писал ранее.
Ступенчатое основание монумента чем-то напоминает основание гробницы Кира Великого в Пасаргадах в Иране. В Армении очень многие обелиски и отдельно стоящие мемориальные колонны имели подобные ступени. Вообще, эта форма монумента воспроизводилась очень часто впоследствии, например многие армянские хачкары стояли на небольших ступенчатых постаментах. Только все эти поздние монументы имели более скромные размеры.
Читайте также: