Найти тему

КНИГА ЛЕВИТ (ч.15): ИСТОЧНИК ЗАКОНА О ЖЕРТВАХ ЗА ГРЕХ

«И сказал Господь Моисею, говоря: “Скажи сынам Израилевым: если какая душа согрешит по ошибке против каких-либо заповедей Господних и сделает что-нибудь, чего не должно делать…”» (Лев. 4:1, 2).

Эти два стиха представляют собой вступление к Божьим законам, касающимся жертвы за грех.

Стихи 1, 2. Продолжение Господнего откровения касательно приношений, которых Он ожидал от Своего народа, предваряются словами, которые читатель Библии уже встречал ранее: «И сказал Господь Моисею, говоря…» (см. Исх. 13:1; 25:1; 40:1). Такое же вступление появляется на протяжении книг «Левит» и «Числа». Эти слова говорят читателю о том, что автором закона был «Господь», а Его устами был «Моисей».

Бог приводит две характерные особенности грехов, за которые приносились эти жертвы. Во-первых, они были непреднамеренными. Господь сказал: «Если какая душа согрешит по ошибке…» В других версиях даётся перевод «по неведению» (Международное Библейское Общество), «непреднамеренно» (Российское Библейское Общество), «ненамеренно» (Восстановительный Перевод), «случайно» (Современный Перевод). Непреднамеренный грех — это грех по неведению или по слабости; он совершался неумышленно, незапланированно, под влиянием момента, не раздумывая. По словам Вудса, такие грехи «включали в себя не только грехи по неведению, но и грехи более общего характера: по нерадивости, оплошности или по какой-то другой человеческой слабости». Он также отмечает: «Данная категория в Чис. 15:27–31 противопоставляется греху, совершённому «дерзкой рукой», то есть с демонстрацией явного пренебрежения и неповиновения Господу». Рой Гейн говорит о нечаянном грехе следующее: «Нарушение закона может быть случайным, либо человек может сознательно совершать какой-то поступок, но не понимать, что это грех». Жертва за грех, таким образом, предназначалась за конкретный грех, «совершённый неумышленно, незапланированно и, возможно, даже неосознанно на тот момент (Лев. 4:2; 5:15)» (Вайн и др.).

Обдуманные грехи (такие, как ложь и воровство) также могут оказаться в категории «непреднамеренных» грехов или грехов, совершённых «по ошибке», и могут быть прощены. Разница между такими грехами и грехами, за которые нельзя было принести жертву, вероятно, была в отношении грешника. Кто-то, кто подумал о краже, а потом украл, мог быть просто слабым человеком, но человек, который знал волю Бога и при этом дерзко заявлял: «Мне всё равно, что говорит Бог; я сделаю то, что хочу», согрешил намеренно.

Согласно Чис. 15:27–31, если человек согрешил намеренно, «демонстративно» или «дерзкой рукой», то для него не было предусмотрено никакой жертвы за грех. Никакой жертвы не было достаточно, чтобы искупить предумышленный грех. Такой человек будет «истреблён из своего народа». Нет такой жертвы, которую можно было бы принести за грехи, совершённые в подтверждение открытого неповиновения Богу. В этом отрывке не говорится о покаянии.

Во-вторых, грехи, которые могла загладить жертва за грех, были связаны с нарушением Божьих законов. Грешащий поступает против каких-либо заповедей Господних и совершает то, чего не должно делать. Основное значение исходного слова со значением «грех» (кхата) — «не попасть в цель». В какую цель? Божью! В вводной части главы ясно говорится, что согрешивший человек не попадал в поставленную Богом «цель» тем, что не исполнял Божий закон.

#библия #хакнем_иудаизм #библиянакаждыйдень #читать библию