Найти тему
Summarylib.ru

Родительство: забота или власть?

Как воспитывать детей?

«Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек».
«Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру».

Первое высказывание принадлежит египетскому жрецу, жившему за 2000 л. до нашей эры, второе – часть надписи на глиняном горшке, обнаруженном среди развалин Вавилона. Возраст горшка - свыше 3000 лет.

Как видите, родителям никогда не было легко воспитывать своих детей.

Нам еще повезло: все-таки 3 тысячи лет назад не существовало такой огромной теоретической поддержки, какую оказывают родителям сегодня педагогическая наука, книги, фильмы, блогеры в соцсетях, родительские чаты и форумы.

А сейчас все это есть. Проблема, однако, в том, что все это изобилие может противоречить друг другу.

Скажем, педагоги призывают дисциплинировать и контролировать детей, а психологи, наоборот — оберегать их от психологической травмы.

Но вот в чем штука: все эти советы рассматривают воспитание ребенка как противоборство, в котором родитель непременно должен одержать победу. Такое отношение к детям сложилось еще в викторианскую эпоху, в 19 веке. Суровая европейская теория трактовала воспитание как процесс исправления детских пороков.

Потом были попытки удариться в другую крайность – и считать детей невинными ангелочками, которым следует потакать во всем.

-2

Истина, как это обычно бывает, находится посередине.

Хрупкость, незрелость, беспомощность человеческого детеныша делает его крайне зависимым от взрослого. Поведением детей долгие годы руководит врожденная потребность в защите и уходе, которая изначально была залогом их выживания. Если по каким-то причинам ребенок не уверен в своем взрослом, все его психические ресурсы концентрируются на восстановлении жизненно важной связи. У него не остается свободной энергии для обучения, игры и развития. Именно поэтому дети теряют восприимчивость к разумным родительским наставлениям, когда те раздражены и рассержены. Страх быть отвергнутым самым главным человеком в жизни блокирует способность ребенка к рассуждению и запоминанию.

Врожденная программа привязанности предписывает взрослому одновременно два типа поведения: власть и заботу. Подлинное чувство безопасности дает ребенку только гармоничное сочетание обоих этих условий.

-3

К сожалению, в большинстве семей проседает либо забота, либо родительская власть.

  • Если родитель ведет себя авторитарно, устанавливая излишне жесткие правила и пренебрегая чувствами ребенка, это не позволяет развиться у детей способности к сопереживанию. Дети становятся скрытными. Период подросткового бунта будет проходить для них и всей семьи особенно тяжело. Появится открытое неповиновение, неуважение к старшим, вызывающее поведение. Обычная напускная циничность подростка может сохраниться в его характере и во взрослом возрасте. Или же получится не менее печальный результат давящего стиля воспитания — бесхребетный, угодливый, неуверенный в себе человек, который всю жизнь старается оправдать чужие ожидания, реализовать родительские амбиции.
  • Если родители, наоборот, недооценивают свою власть, ребенок испытывает тревогу. Потакание детским капризам ставит их в положение обслуги собственного ребенка. Родители фактически передают ребенку свою обязанность принимать решения. Для него это непосильная ноша. Сомневаясь в надежности своего взрослого, ребенок начинает проверять привязанность на прочность. Он не слушается, командует, канючит, требует внимания и подарков, но не насыщается ими. В ответ на такое поведение либерально настроенный родитель обижается, недоумевает, жалуется и требует извинений. Ребенок же продолжает искать в своем родителе уверенного, властного взрослого, но не находит. Когда терпение родителей исчерпывается, они, вопреки собственным убеждениям, прибегают к жесткому авторитаризму, срываются и наказывают ребенка. Подобное метание между двумя крайностями не добавляет ребенку уверенности.

Получается, что главная задача родителя - это проявить свою власть так, чтобы ребенок при этом чувствовал заботу и любовь.

Как же это сделать?

Прежде всего: проанализировать свои требования и убедиться, что они выполнимы.

Ребенок не может сменить врожденный темперамент или моментально стать взрослым. Ребенок должен понимать предъявляемые ему требования и принятые правила. Они должны соответствовать возрасту и уровню развития ребенка.

О наказаниях

Исправить нежелательное поведение ребенка с помощью наказаний практически невозможно без ущерба для детско-родительских отношений. Шлепки и крик подрывают доверие ребенка к самым близким его людям. Ребенок чувствует себя в опасности и в таком состоянии не способен учиться правильному поведению.

Не менее губительно игнорирование (бойкот). В этом случае ребенок чувствует, что его не любят и не принимают таким, какой он есть. Для многих детей отсутствие родительского внимания еще более болезненно, чем телесные наказания.

Взрослые люди учатся на своих ошибках: то есть результат ошибки уже и есть наказание. В большинстве случаев дети тоже способны самостоятельно сделать верные выводы, если мы не будем препятствовать наступлению естественных последствий их ошибок. (Разумеется, речь не идет об о вещах, представляющих опасность для жизни и здоровья – тут прямая обязанность взрослого оградить ребенка от того, что может ему повредить).

И конечно, дети нуждаются в объяснениях и наставлениях взрослого. Но гневные нотации и отповеди им не помогут. Поучения достигают своей цели лишь в спокойной обстановке, когда отношениям привязанности ничто не угрожает. Полезно обсудить с ребенком его поведение спустя некоторое время после происшествия. Например, на следующий день, укладывая ребенка спать. При этом важно, чтобы сам родитель находился в умиротворенном эмоциональном состоянии.

Забота родителей о себе

В наши дни многие родители подвержены родительскому неврозу. Его причины — в переутомлении, идеалистических представлениях о своей родительской роли, моде на раннее развитие. Родительский невроз проявляется в постоянных навязчивых мыслях о проблемах ребенка, ощущении бессилия, усталости и раздражительности.

В таком состоянии заниматься воспитанием нельзя. Поэтому родителям очень важно позаботиться о том, чтобы иметь личное время, посвященное отдыху и занятиям, которые приносят удовольствие и снимают стресс.

И, конечно, для родителей важно самообразование. В помощь занятым родителям – наш проект Библиотека саммари.

Заходите по ссылке и читайте лучшие книги о воспитании и психологии в кратком изложении.

Воспользуйтесь поиском по названию, по имени автора или тематическими тэгами на главной странице сайта.

Читать или слушать можно на сайте или в приложении Summarylib.

Успехов!

Как вырастить достойного и уверенного в себе человека? Какую роль в судьбе ребенка играет любовь и забота родителей? О том, какие методы воспитания применять в каждом возрасте растущего чада и как стать для него настоящей опорой в жизни, рассказывает в своей книге психолог Людмила Петрановская.

Существует ложное представление о воспитании детей как о борьбе с их недостатками. На самом деле, как утверждает современная педагогическая теория привязанности, трудности в поведении у детей почти всегда связаны с нарушением какой-либо их базовой потребности. И если детско-родительские отношения основаны на крепкой привязанности, воспитание дается родителям легко. Прочитайте о семи шагах, которые помогут перезагрузить ваши отношения с детьми и преодолеть проблемы непослушания.

-4

#самосовершенствование #воспитание ребенка #родительство