Одна стена – это дворец в стиле ампир, другая – допетровские палаты… Эти старинные стены помнят Тургенева, Пушкина, Гоголя, Грибоедова, Жуковского, Станиславского, Вахтангова. Сейчас здесь посольство Армении, а до революции находился Лазаревский институт. Во времена Екатерины II хозяин дома привез в Россию алмаз «Орлов», украсивший императорский скипетр. А при Петре I жители палат в Армянском переулке строили первые заводы…
Армянский переулок №2… почему я назвал этот дом – оборотнем? Взгляните на него с северной стороны и поймете. Можно сказать, Армянский переулок начинается с архитектурного курьеза, ибо с фасада тут дом-дворец пушкинских времен, с торца – узорные палаты. Это отреставрировали стену дворца XVII века с колонками, арочной лоджией, вычурными наличниками.
Во времена Петра
Судя по большемерным кирпичам и архитектурным формам, это 70-е или 80-е годы XVII столетия. Строителем палат был боярин Илларион Семенович Милославский, родич царицы Марии Милославской и двух царей – старших братьев Петра I.
Правда, палаты Милославского – это еще не весь дом №2. Под одной крышей сейчас прячутся два старинных здания. Пока в середине XIX века их не объединили, это были разные дома. То, что мы видели (правое, северное крыло) называется «Типографским корпусом». Теперь же поглядим на южную часть здания с курдонером (парадным двором).
Этот дом старше, чем кажется. В его основе – тоже древние палаты, возведенные на рубеже веков.
Вскоре в судьбе соседок-палатнаметилась симметрия.
Обе построены, когда Петр I был молод. В обеих поселились иноземцы и «акулы» раннего капитализма. Хозяин левой половины нынешнего здания, Андрей Минтер, при Петре владел стекольным и черепичным заводом. Хозяин правой, Вахромей (Вернер) Меллер, владел железным заводом. Обазаводчика еще и породнились: сын Минтера взял в жены сеструМеллера.
Как царь работал на заводе
Среди рабочих Вахромея Меллера был царь!
В 1722 году на Меллеровском заводе Петр I научился «тянуть в полосы железо» и «вытянул оного осмнадцать пуд» (огонь раздували мехами придворные). Узнав о заработной плате и о том, что выработал 54 копейки, царь потребовал оплаты. Заводчик захотел вознаградить его червонцами, но Петр сказал:
Я не лучше других мастеров работал; заплати мне то только, что ты обыкновенно платишь другим мастерам; за сии деньги я куплю себе новые башмаки, которые мне теперь нужны.
Так Петр I «отдыхал» и поправлял здоровье на минеральных водах…
Это не анекдот, а извлечение из мемуаров, которые в 1740-х написал брат заводчика, Петр Меллер. Кстати, крестник Петра I! Не приезжал ли царь к Меллерам в гости?
В «Походном журнале» Петра можно прочитать, что 3 января 1723 года
«по утру Его Величество паки поехал славить, и славили сперва… у иноземца Меллера и кушали у него…»
Меллеры, как мы помним, жили в «Типографском корпусе». Правда ли, что Петр Великий побывал именно здесь?
Увы, это не так! Есть сведения, что Меллер купил эти палаты только в 1730 году, когда Петра I уже не было в живых.
Екатерина и «Орлов»
Палаты в левой половине нынешнего дома (где теперь парадный двор) в 1758 году купил за 4 300 тысячи рублей у фабриканта Шеримана выходец из Персии, армянин Лазарь Назарович Лазарев (1700-82). Крупнейший бриллиант страны «Орлов» попал в Россию не без помощи его сына, Ивана Лазарева (1735-1801).
Императрица обожала бриллианты: при дворе на них играли в карты вместо денег. И вот, прощаясь, фаворит в отставке, Григорий Орлов, преподнес царский подарок царице (1773 год). По крайней мере, так гласила официальная версия.
Денег на бриллиант в 200 карат не было даже у Орлова: истинным приобретателем была сама Екатерина. В разгар турецкой войны покупать камень за полмиллиона было неприлично (предвоенный годовой бюджет империи составлял 23 миллиона рублей), но завладеть крупнейшим бриллиантом в Европе – очень хотелось. Вот и придумала императрица маскарад!
С тех пор крупнейший бриллиант России – в навершии императорского скипетра. Что же касается армянского купца, хозяина палат, то Иван Лазарев и организовал покупку «Орлова». После чего вся семья получили дворянство.
Счастливая звезда Лазаревых
Благодаря предпринимателю-армянину Столповский переулок и стал называться Армянским. Ведь Иван Лазарев и его престарелый отец добились от императрицы разрешения выстроить армянскую церковь в центре Москвы (конец 1770-х). Естественно, храм возвели напротив дома Лазаревых. Естественно, храм превратился в центр диаспоры армян.
Крестовоздвиженская церковь (Сурб Хач) была шедевром классицизма. Мы на нее не сможем посмотреть: при Сталине церковь снесли. Остались только фотографии:
На этом месте стоит школа (Армянский переулок №3-5с9).
Однако вернемся к нашим палатам! Специалист по бриллиантам продолжал вести дела, строил заводы, богател, дружил с Потемкиным и консультировал светлейшего во время войны с турками. В 1788 году хозяин дома №2 стал графом.
Миллионер скончался в 1801 году и завещал часть состояния на постройку училища для бедных армянских детей.
Творение крепостных зодчих
Душеприказчиком стал брат, Иоаким Лазарев (1743-1826). Именно он создал Лазаревский институт восточных языков – одно из лучших учебных заведений Москвы. Для этого был перестроен Лазаревский особняк (1814-1823 годы). Впрочем, занятия начались уже в 1815 году, и именно эта дата попала в надпись над колонным портиком (теперь этой надписи нет).
Шесть ионических колонн украсили ампирный памятник. Изысканные боковые ризалиты с пилястрами и диоклетиановыми окнами создали замечательную композицию. Два флигеля по сторонам парадного двора первоначально не соединялись с главным зданием.
Всю эту красоту создали два крепостных архитектора – Иван Подъячев и Тимофей Простаков. Первый принадлежал Лазаревым, второй – Римским-Корсаковым. В конце концов обоих мастеров отпустили на волю. Впрочем, есть предположение, что создателем проекта был кто-то из дипломированных архитекторов, а Подъячев с Простаковым просто строили.
13 языков
Построили с размахом, и все же институту было тесно, и в 1826 году Лазаревы купили левый, Типографский корпус, то есть «двуликие» палаты Милославских, которые я назвал домом-оборотнем в начале этой статьи. Хозяйкою этих палат в 1820-х была известная светская дама Мария Александровна Салтыкова, вышедшая замуж за графа Потоцкого. Ее запечатлел Орест Кипренский на самой последней из своих картин.
Правая дама с мандолиной – это Мария Александровна.
После покупки дома в сводчатых палатах разместили типографию. Здесь Лазаревский институт печатал книги на 13 языках.
Бег времени
Дом перестраивали в 1840-х. Главное здание соединили с флигелями и Типографским корпусом. Наверное, в то же время исчезли две женских фигуры на фронтоне, их можно обнаружить на старом рисунке.
До 1917 года тимпан фронтона украшал богатый барельеф (сейчас тут почти гладко), а по архитраву бежала надпись.
Однако обелиска в честь благотворителей-Лазаревых мы на старых фотографиях не наблюдаем. Он попал в парадный двор лишь в 1914 году, а раньше стоял в саду позади института.
По-моему, никто не обращал внимания, но это второй по древности памятник в Москве! Обелиск Лазаревых создан в 1822 году, то есть всего на три года моложе, чем Минин и Пожарский у кремлевских стен!
В целом же можно сказать: дом-дворец не очень сильно изменился с середины XIX века. Врата, как прежде, сторожат гривастые львы…
Продолжение следует (об институте, знаменитостях, фотографии интерьеров).
Читайте также:
Каталог всех моих статей по рубрикам – в оглавлении.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить интересное!
#история #история москвы #москва #старые дома #дворцы #чистые пруды #архитектура #интересные факты #петр первый