Какие образы у вас возникают в голове при слове "Упырь"? Наверное какие-нибудь вампиры и вурдалаки? А что вы скажете на то, что в древнем Новгороде Упырь да еще и Лихой не просто обитал, а работал и составлял письменные труды, которые мы и сейчас можем прочесть. Что же за Лихой Упырь жил в Новгороде спросите вы? Об этом и будет моя новая статья.
Под именем Лихой Упырь оказывается был известен новгородский священник, который работал в том числе писцом и известен главным образом потому, что переписал пророческие книги Ветхого Завета с толкованиями Феодорита Кирского (так называемые "Толковые пророки"). Упырь Лихой работал в Новгороде по заказу новгородского князя Владимира Ярославича - сына великого князя Киевского Ярослава Мудрого и княгини Ингегерды в то время, когда строился Софийский собор и, возможно, книга предназначалась как раз для церковной библиотеки.
Сама рукопись 1047 года не сохранилась, до нас дошло только 9 поздних списков примерно XV—XVI веков, где была скопирована и древняя приписка. Это древнейшая (не по сохранности рукописи, а по дате создания текста) датированная запись на древнерусских книгах.
Текст гласит:
"слава тебѣ ги црю нбсныи. ꙗко сподоби мѧ написати книгы си ис коуриловицѣ, кнзю влодимиру новѣгородѣ кнѧжащю. сынови ꙗрославлю болшему. почахъ же ѣ писати в лѣто 6555, мсца маѧ, 14, а кончах тогоже лѣта мсца декабрѧ, въ 19. азъ попъ ѹпирь лихыи. тѣмьже молю всѣх прочитати пророчество се. велика бо чюдеса написаша намъ сии пророци в сихъ книгахъ. здоровъ же кнѧже буди въ вѣкъ живи, но обача писавшаго не забываи."
Почему же этого человека так странно величали? Есть несколько версий на этот счет.
Известный шведский славист, профессор славянских языков Стокгольмского университета Андерс Шёберг, исследовавший первые памятники славянской письменности (в том числе новгородские граффити и берестяные грамоты), включая материалы Новгородского оккупационного архива 1611—1617 годов, который хранится в Швеции, высказал предположение, что Упырь Лихой это видоизмененное имя человека, которого звали Эпир, он был рунорезцем из Уппланда, после став придворным проповедником Новгорода. Основанием для такой версии служит неканоническое имя новгородского священника XI века - Упырь. В скандинавских публикациях рунических надписей встречается имя рунорезца "Upir Оfeigr" (Эпир Неробкий или Нетрусливый), соответствующее имени Упыря Лихого по структуре, а русское слово "лихой" очень близко к шведскому слову "ofeigr" по значению. После смерти Владимира Ярославича новгородского привилегированное положение шведов в Новгороде сильно пошатнулось, что послужило поводом для их возвращения в Швецию. Церковные разногласия также могли стать поводом для уроженца Швеции, бывшего священником в Новгороде, покинуть его.
Филолог М. А. Бобрик предполагает, что слово "лихыи" является не частью имени (прозвища) попа Упыря, а уничижительным эпитетом со значением "грешный, недостойный". Подобные эпитеты обычны в записях писцов.
Так или иначе имя этого человека с вампирами и вурдалаками на самом деле не связано. Т.к. одно из названий вампиров - упырь происходит от слова нетопырь, распространено во многих славянских языках (укр. упирь, белорус. ynip, др.-рус. Упирь, болг. въпиръ, вампир, чеш. и словац. upir, польск. upior) и заимствовано с запада.