Найти в Дзене
Чердак Умной Эльзы

Как "Мурзилка" рассказывал ребятам о смерти Сталина

Обойти тему смерти Великого Вождя, Друга детей (которому спасибо за наше счастливое детство) детским журналам, конечно, было невозможно. С детьми вообще надо говорить честно. В том числе и о смерти. И апрельский номер "Мурзилки" наполовину был посвящен этой печальной теме. В "Мурзилке" вообще практически не публиковались фотографии, и похороны Сталина были изображены на рисунках.

Обложка журнала сразу погружала читателя в суть: вот Мавзолей, на нём уже надпись ЛЕНИН СТАЛИН и люди пришли почтить вождя. Кремль и Красная площадь часто называли сердцем страны. Посетить их всегда было мечтой ребят. Ещё недавно на трибуне мавзолея Вождь принимал парады, а теперь... А теперь в мавзолее стало можно увидеть не только Ленина, но и Сталина...

(Эскиз новой надписи в срочном порядке был создан архитектором Михаилом Васильевичем Посохиным).

Рис. А. Ермолаева
Рис. А. Ермолаева

Никакой официозной статьи детям, конечно, не предложили. Не тот возраст. Но - напечатали очень понятное и доходчивое для младшеклассников стихотворение Николая Грибачёва. (Грибачёв, кстати, был верный и последовательный сталинист, из-за чего позже, при Хрущёве, будет иметь неприятности, но от своих взглядов на верный путь не свернёт):

Дрогнул мир, узнав об этом горе.
Разрыдались скорбью провода.
Сердце, всем народам дорогое,
Перестало биться навсегда.
Долгий, словно горькое столетье,
Начинает путь за часом час
Первый день без Сталина на свете,
Первый день, как он ушёл от нас.
Если б нам несчастье переспорить,
В грудь его свои сердца вложить
— Десять тысяч лет он мог бы строить,
При потомках в коммунизме жить.
Только смерть пришла, и что ни делай,
От неё не отвратить лица.
И стоит народ осиротелый
Словно сын, что потерял отца.
Трудно нам без Сталина на свете,
Но великий гений не угас —
Сталин вновь из вечного бессмертья
Учит нас и направляет нас.
Не качнуть грозе кремлёвских башен,
Не размыть скалы волне морской:
Нерушим, неколебим, бесстрашен
Им в сраженьях выкованный строй!
Партия родное держит знамя,
Ей вручаем мысли и сердца.
Сталин умер — Сталин вечно с нами!
Сталин — жизнь, а жизни нет конца!

Траурный портрет Друга детей скромен - чистое лицо вполоборота, одна-единственная звезда Герой социалистического труда на груди, вечный френч... И точный момент: при жизни Сталин никогда не носил звезду Героя Советского Союза, а вот со звездой героя социалистического труда не расставался.

Рис. А. Ермолаева
Рис. А. Ермолаева

Стихотворение "Пять минут" написал Самуил Яковлевич Маршак.

Похороны вождя проходили 9 марта - с 6 марта шла церемония прощания. Ровно в полдень 9 марта 1953 года двери мавзолея были закрыты и тут же прогремел артиллерийский залп. Все фабрики, заводы, предприятия, корабли дали протяжные гудки. Везде на производстве, где позволял производственный процесс, была объявлена пятиминутка молчания.

Пять минут

Когда Вождя соратники внесли
В гранитный Мавзолей для погребенья,
Народ во всех краях родной земли
На пять минут остановил движенье.
За пять минут
В душе у нас встают
Великие события этой жизни.
Гудков и залпов траурный салют,
Как ураган, несётся по Отчизне...
Суда морские, поезда в пути,
Машины в поле и цеха заводов
Благоговейно говорят «Прости!»
Вождю, отцу, учителю народов.
И Армия, которую он вёл
Путём побед от Волги до Берлина,
И дети созданных его заботой школ
Слились в одном порыве воедино.
И эта перекличка всей страны —
Реки и моря, города и поля—
Нам говорит без слов, как мы сильны
Единством чувства, помыслов и воли!

Не могу сказать, был ли художник "Мурзилки" у Дома Союзов, где было выставлено тело Сталина, но похоже, что всё же рисовал он с фотографий из "Правды" (листайте галерею):

Картинка не создаёт мрачного, гнетущего впечатления. Красные ленты, зелёные листья в венках создают, скорее, настроение торжественного действа. Печали, но не уныния.

Младшеклассники уже кое-что понимали в построении коммунизма: об этом говорили в школе на уроках учителя, а вожатые - на сборах "звездочек" - октябрятских отрядов. Но как объяснить сложное? И без особых мудрствований журнал печатает для ребят очень простой и трогательный рассказ "Ночной разговор":

Рис. А. Ермолаева к рассказу А. Некрасова "Ночной разговор"
Рис. А. Ермолаева к рассказу А. Некрасова "Ночной разговор"

Сюжет здесь самый незамысловатый: У Андрейки в школе каникулы уже кончились. А у Галки в институте только начались, и она вместе с мамой поехала к тёте Шуре на дачу. Андрейка с папой остались домовничать.

Днём папа забрал Андрейку из школы, он вместе пообедали в столовой и Андрейка отправился домой. Но дома без мамы было скучно и вообще страшновато, и Андрейка заснул. А проснулся уже ночью. Из-под двери светилась полоска электрического света, и Андрейка пошёл к папе. Папа читал какие-то книги, бережно проводя ладонью по страницам.

(Ах этот вечный штамп советской литературы о непрерывной ночной учёбе! Кстати, и ему мы обязаны Сталину - он постоянно работал по ночам и всем наркоматам, а позже министерствам приходилось это учитывать. Все дружно знали, что в Кремле одно окошко ночью всегда светится - там для страны работает Великий Сталин, Вождь и Друг)

Конечно, папа попытался отправить Андрейку спать. Но Андрейка попросил разрешения посидеть с папой. И спросил - а что папа читает?

Я пойму, вот увидишь — пойму! — Разве что самую капельку, — согласился папа. — Ну вот, слушай: «...мы Россию всю, и промышленную и земледельческую, сделаем электрической».
Это Ленин написал, когда тебя на свете не было, а я, как ты, был. Ну, понял? — Понял, конечно, — сказал Андрейка. — Это чтобы электростанции строить, и в Сталинграде и везде... Это нам Ольга Петровна рассказывала, и в кино мы с Галкой смотрели...
— Ну, молодец, если понял, а теперь сиди тихонько...
— Нет, ещё немножечко, — не унимался Андрейка, — самую чуточку, про то, как строить и как побеждать.
— А об этом вот тут, — папа раскрыл другой том. — Сейчас найду... Ну вот, слушай: «Во-первых — учиться, во-вторых — учиться и в-третьих — учиться...»
— Понятно, — сказал Андрейка. — Это сперва, как я, учиться, потом — как Галка, а потом — как ты.
— Ну правильно, — улыбнулся папа.
Вдруг папа встал, подошёл к шкафу и достал с полки ещё одну книгу. Андрейка не выдержал и спросил тихонько: — А это, папа, какая книга? — Это Сталин, Андрюша.
— А про что там, папа?
— Тут? Тут про наш завтрашний день, про тебя, Андрейка, про то, чтобы ты вырос самым счастливым на свете. И ещё... Вот послушай и не забывай никогда: «Нет таких крепостей, которых большевики не могли бы взять». А теперь всё, — добавил папа, помолчав. — Всё. Уговор наш помнишь?
Помню, — сказал Андрейка и замолчал. Он молчал и думал о том, как он вырастет, как прочтёт эти мудрые книги, как научится строить и побеждать...
Рис. Ю. Коровина
Рис. Ю. Коровина

Но как обойтись без жизнеописания вождя? Редакция журнала сумела сделать это увлекательно - в виде записок пионеров Архангельска, которые посетили музей Сольвычегодска, где Сталин дважды отбывал ссылку.

...Мы вышли во двор. Я присела на завалинку и подумала, что, наверное, и товарищ Сталин сидел тут по вечерам. Потом мы пошли смотреть колодец, из которого товарищ Сталин брал воду. Мы достали воды из колодца, и все пили эту воду. В этот вечер я никак не могла заснуть — всё думала о том, какой замечательный, какой простой и какой великий человек наш любимый вождь товарищ Сталин

Просто, доступно, сдержанно и эмоционально.

В комнате, где жил товарищ Сталин, всё сохранилось, как было при нём: бревенчатые тёмные стены, белёный потолок. Против печки узкая деревянная кровать, деревянный диван с высокой спинкой и перед ним стол, покрытый ветхой клеёнкой. Несколько стульев. В простенках между окнами кадушки с комнатными растениями. На столе стоит керосиновая лампа. Я смотрела на неё, и мне всё представлялось, как зимней ночью, под новый 1911 год, при свете этой лампы Иосиф Виссарионович писал письмо в ЦК партии.

В журнале есть и другие рассказы - о Чапаеве, истории, рассказанные Антонио Грамши (помните такого деятеля?), дальневосточная легенда, записанная ульчским писателем Алексеем Вальдю. А завершается журнал прелестной картинкой весеннего леса:

Рис. А. Ермолаева
Рис. А. Ермолаева

Картинка как бы говорила: Сталин умер. Но с его смертью ничего не кончилось. Весна вступает в свои права. А ведь каждый знает что коммунизм - это весна человечества.

Я сознательно не рассматриваю Сталина как личность, как вождя, как государственного и партийного деятеля. Сегодня мне было интересно показать, как бережно рассказали о таком непростом событии писатели, поэты, художники журнала "Мурзилка".

А что вы думаете об этом?

Спасибо, что листали старый журнал вместе с Умной Эльзой. если вам было интересно - отмечайте "нравится" и подписывайтесь - а я отыщу для вас на Чердаке истории и другие забытые вещи...

#сталин #похороны сталина #история ссср #литература для детей #мурзилка #дети

Возможно, вам будет интересно: