Недавно при Свято-Духовом кафедральном соборе состоялась встреча первого сербского священника в Беларуси, проректора по воспитательной работе Минской духовной семинарии иеромонаха Агафангела (Будишина) с представителями белорусских православных братств на тему «Православная молодежь Сербии».
Что общего у сербской и белорусской молодежи? Чем жили православные братства святителя Николая Сербского в начале XX века и чем сегодня живет православная молодежь на Балканах? Приводит ли преподавание Закона Божьего в школах детей в храм? Отец Агафангел рассказал о Сербии, ответив на эти и другие вопросы.
— Молодежь — самое ценное, что есть в любом народе, — с таких слов начал свое выступление отец Агафангел. — Молодые люди придут нам на смену и уже в ближайшее время будут формировать жизнь Православной Церкви.
Исторически сложилось так, что Православие в Сербии неотъемлемо от национальности. Если кто-то говорит, что он серб, то само собой разумеется, что он православный. Однако это не значит, что этот человек церковный. По статистике больше 90% населения Сербии православные, но лишь около 30% из них активно участвуют в церковной жизни.
— В сербских храмах много молодежи?
— В сравнении с Беларусью больше, но есть и проблемы. Почти все страны, расположенные рядом с нашей страной, — в составе Европейского союза. Молодежь стремится в Европу, а в самой Сербии насаждаются так называемые европейские ценности, что уводит людей от храма.
Во время Балканской войны и после ее завершения ощущался всплеск интереса к духовной жизни. Война 1999–2000 годов принесла нашей стране разорение, но в духовном плане разбудила народ. Храмы были переполнены. Когда понимаешь, что сегодня или завтра можешь погибнуть, испытываешь страх и уповаешь на Бога. Люди задумались о своем внутреннем содержании и старались жить со Христом. Но с тех пор прошло уже 20 лет. Молодежь, которой сегодня 17–18 лет, войны не видела, ее отношение к жизни не такое, как у старшего поколения.
— В Сербии Закон Божий преподается в школах. Это обязательный предмет для изучения?
— Закон Божий вернулся в сербские школы в 2000 году благодаря святейшему патриарху Сербской Православной Церкви Павлу (Стойчевичу). Альтернативная этому предмету дисциплина — права граждан. Родители и дети могут самостоятельно выбирать один из двух предметов для изучения. К счастью, больше 90% семей выбирают Закон Божий, видя в нем настоящее направление жизни.
Сербская система образования не такая, как в Беларуси. У нас в базовых учебных заведениях дети обучаются 8 лет. Потом они переходят в средние учебные заведения (гимназии, лицеи) и получают знания еще 4 года. Закон Божий присутствует в программе все 12 лет.
— Сколько часов в неделю отводится на изучение Закона Божьего и кто преподает эту дисциплину детям?
— Закон Божий в школе дети изучают раз в неделю. Первое время учителями были преимущественно священники, сегодня 70% преподавателей — мирские люди. Право преподавания этого предмета в школах дает диплом Православного богословского факультета Белградского университета. Там проходят обучение не только парни, но и девушки, которые впоследствии становятся школьными учителями Закона Божьего.
— Молодые сербы сегодня охотно становятся священниками? Сколько в Сербии семинарий?
— Семинарий семь, но они относятся к средним специальным учебным заведениям, по аналогии с духовными училищами в Беларуси. Принимают туда с 14 лет. Как и в средних школах, в семинариях предусмотрены общеобразовательные и церковные предметы. Окончив семинарию, выпускник не может стать священнослужителем. Если есть такое желание, он продолжает учиться на богословском факультете. Если нет — выбирает мирскую профессию и поступает в любой университет.
Высшее духовное образование можно получить в двух учебных заведениях — на богословском факультете Белградского университета и на богословском факультете в Фоче (Босния). Уровень образования в Белградском университете очень высокий, во многом благодаря преподобному Иустину (Поповичу) — святому Сербской Православной Церкви XX века. Духовными чадами преподобного Иустина были пять архиереев Сербской Церкви — владыки Амфилохий (Радович), Афанасий (Евтич), Ириней (Булович), Артемий (Радосавлевич), Лаврентий (Трифунович). Эти светила подняли образование на очень высокий уровень. Благодаря им в Сербии прекрасная богословская база.
Обычно молодые люди, заканчивая богословский факультет, не сразу рукополагаются. Некоторые преподают Закон Божий в школах, приобретают опыт общения и только со временем становятся священнослужителями.
— Есть ли молодежь в монастырях Сербии?
— Монашеский путь, если подходить к нему с человеческими мерками, нестандартный, но это не останавливает молодежь. В сербских монастырях есть молодые монахи, но больше их в епархиях, где активные архиереи.
Если сравнивать с Беларусью, то монастырей в Сербии много — около 200 (в Беларуси около 40), но они небольшие. Наш владыка Лаврентий говорил: «Сербы такой народ — где один, там мало, где двое, там уже побьются». Такой уж у нас, южных людей, темперамент (улыбается).
Много монашествующих в Черногорской епархии, где служил блаженной памяти митрополит Амфилохий (Радович) — известный архиерей Сербской Церкви. Владыка был образованным человеком живого Духа и живой жизни. Люди чувствовали это и, видя его пример, стремились в монастыри.
— Чем интересна личность преподобного Иустина (Поповича), которого вы упомянули, когда говорили о высоком уровне духовного образования в Сербии? Почему его влияние было так велико и в XX веке, и сегодня?
— Работы преподобного Иустина стали бесценным наследием Сербской Православной Церкви — это и литургика, и догматика, и толкование Священного Писания. Несколько десятилетий преподобный жил в монастыре Челие, расположенном в ущелье, и трудился в уединении.
За праведную жизнь и образованность преподобного Иустина очень почитали в Белграде. Святой должен был стать архиереем, но из-за активной позиции, которую он выражал студентам, будучи профессором Белградского университета, церковные власти решили отправить его в монастырь. Когда духовные чада спросили наставника, почему он не оспорил незаконное решение Синода и не попросил поддержки у влиятельных знакомых, преподобный ответил: «Протест приводит к расколу и церковным разделениям. Надо немножко подождать. Я потерплю, Господь всё уладит».
Преподобный Иустин (Попович), находясь в изоляции несколько десятилетий, оставил в наследие потомкам больше 30 томов церковных трудов. Святитель знал около десяти языков и на месте архиерея мог принести большую пользу Церкви, но, как сказал сам владыка, «Господь избавил меня от административных должностей и дал возможность писать». Преподобный Иустин, не отвлекаясь на общение, в монастыре мог созерцать. Это делает его труды невероятно богатыми, насыщенными и глубокими.
— Кто еще в XX веке оказал серьезное влияние на жизнь Сербской Православной Церкви?
— В XX веке обстановка в Сербии и Беларуси отличалась. Здесь были большие гонения на верующих, разрушались и закрывались храмы. В Сербии, хотя страной тоже руководили коммунисты, было больше церковной свободы, гонения не стали такими масштабными. Во многом это заслуга святителя Николая Сербского (Велимировича), которого Господь дал в утешение сербскому народу.
Владыка был человеком духовным и образованным: учился в Швейцарии, Англии, России, защитил две докторские диссертации. Накануне Первой мировой войны благодаря общению святителя Николая с простым народом образовалось большое движение богомольцев. После долгого пребывания под гнетом турецкого ига и периода запретов, слушая живые проповеди святителя, сербы начали объединяться в православные братства. Это помогло восстановить церковно-приходскую жизнь и приобрести духовный опыт на основе Священного Писания.
Мне посчастливилось общаться с игуменией древнего монастыря Печской епархии монахиней Февронией (Божич), которая была духовным чадом святителя Николая (Велимировича). Помню, как матушка вспоминала о церковных народных соборах и собраниях богомольцев: «Владыка Николай совершал Божественную литургию, потом люди выходили во двор у храма, святитель играл на дудках и начинал говорить о духовной жизни и Христе. Беседы могли продолжаться до ночи. Только представьте: в центре двора стоит стол, на него становится проповедник и часами объясняет людям Священное Писание!..» Так святитель готовил своих учеников — людей, сердца которых жили Православием.
Господь дал владыке Николаю удивительный дар слова. Слушая проповеди святителя и видя его жизнь, многие люди шли в монастыри, подвизались целыми семьями. У матушки Февронии было пять сестер и три брата — все они пришли в монастыри, показав своей жизнью пример пребывания во Христе.
Часто в старинных разрушенных обителях оставался только храм и внутренний двор, где монахи разбивали огород, строили коровник, и община жила. Так сохранились многие древние монастыри Сербии XII–XIII веков.
Когда пришли коммунисты, православные братства, созданные при владыке Николае, сохранились. Может быть, именно их активность сдерживала гонения на Церковь. Сербы очень почитают святителя. Его труды побуждают верующих заниматься внутренним созиданием.
— Православные братства в Сербии в первой половине XX века состояли из людей живой веры, которые восстанавливали церковно-приходскую жизнь и монастыри, а сегодня в Сербии есть братства?
— Да, в Сербии, как и в Беларуси, при храмах действуют православные братства. Конечно, они отличаются от богомольцев святителя Николая Сербского, занимаются преимущественно социальной работой — помогают приютам, организуют молодежные слеты, встречи, лекции. Мы не можем замыкаться только на себе, мы должны проявлять любовь к людям…
Записала Дарья Гончарова
Фотографии Игоря Клевко