Сегодня о системе SWIFT узнали даже те, кто никогда о ней раньше не слышал. Многим звонят и пугают, что из-за отключения российских банков от SWIFT все карты будут заблокированы, а деньги на счетах – заморожены.
SWIFT (СВИФТ) расшифровывается как Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications. Это международная система передачи финансовых сообщений между банками. Через нее банки, например, посылают друг другу поручения о переводе денег. Благодаря этому и сами банки, и их клиенты могут перечислять средства по всему миру. При этом через SWIFT проходят только платежные документы, а не деньги.
SWIFT создали в 1973 году 248 банков из 19 стран. Сегодня к SWIFT присоединились уже больше 11 000 финансовых организаций из 200 стран мира, в том числе российские банки. Система существует по принципу кооператива – она принадлежит всем участникам, которые финансируют ее работу.
Что случится, если российские банки отключат от SWIFT?
На операциях внутри страны это никак не скажется. SWIFT – не единственный финансовый мессенджер. В 2014 году в России создали свою Систему передачи финансовых сообщений (СПФС). Она также позволяет банкам обмениваться документами по российским операциям. Сегодня к СПФС подключены 340 пользователей, в том числе 43 иностранных участника из 10 государств.
Российские банки уже активно пользуются СПФС и в случае отключения от SWIFT могут полностью перейти на отечественную систему обмена сообщениями. Для клиентов банков не будет никакой разницы при проведении платежей и переводов внутри страны.
Операции по картам в России никак не связаны со SWIFT.
Национальная система платежных карт (НСПК) обрабатывает все операции внутри страны как по отечественным картам «Мир», так и по международным картам российских банков. Какие бы санкции ни ввели, все эти карты продолжат работать в обычном режиме на территории страны: ими можно расплачиваться в российских магазинах, совершать любые операции в банкоматах, делать переводы с карты на карту.
Трудности могут возникнуть при оплате картами, которые выпущены банками, попавшими под санкции, но только при оплате за рубежом или в иностранных интернет-магазинах.
На территории России проблемы вероятны лишь при использовании Apple Pay, Google Pay и аналогичных иностранных сервисов. Оплата может не пройти, если вы привязали к ним карту банка, оказавшегося под санкциями. Либо если вы проводите оплату в интернет-магазине или через платежный терминал, которые обслуживаются санкционным банком. В таких случаях нужно просто воспользоваться самой банковской картой, а не сервисом мобильной оплаты.
Шумиха вокруг этой темы связана с паникой.
Звонки, письма и сообщения о заморозке карт и счетов из-за отключения банков от SWIFT приходят от мошенников. Они просто используют любые новостные поводы, чтобы выманить у людей деньги и секретные реквизиты карт.
Если вы получили тревожную информацию, которая касается ваших денег, обязательно перепроверьте ее. Когда с вами выходят на связь от имени вашего банка или Центрального банка и пугают блокировками, не поддерживайте разговор. Вместо этого немедленно позвоните в свой банк по телефону горячей линии – номер можно посмотреть на официальном сайте финансовой организации или на своей банковской
Ставьте палец вверх и делитесь этой информацией со своими друзьями!