Самые интересные и захватывающие вещи были на полётах. Они проходили довольно интенсивно. Бывали лётные смены, когда на полеты выкатывалось до 18 самолетов. На центральной заправочной (ЦЗ) не хватало стационарных мест для заправки и подключения наземного питания, и ОБАТО подгоняли автомобили АПА (аэродромный передвижной агрегат) и ТЗ (топливозаправщик) для обслуживания дополнительных самолетов.
Взлет – посадка были освоены в прошлом году, и теперь мы тренировали полеты по маршруту и на пилотаж. Перевороты, петли, боевые развороты, бочки выполнялись сначала с инструктором, а после освоения и проверки навыков нас допускали самостоятельно. Для тех, кто не в теме, я поясню, все полеты и их элементы выполняются строго регламентировано по курсу учебно-летной подготовки (КУЛП) для данного типа самолета. Количество и последовательность фигур должно соответствовать заданию, их параметры должны укладываться в допустимые высоты и скорости, это всё проверяется средствами объективного контроля. На самолете Л-39 для этого установлена система автоматической регистрации параметров полета (САРПП-12ГМ), где на пленку записываются параметры скорости, высоты, перегрузки, оборотов двигателя, отклонение стабилизатора и положение РУД. И соответствующая служба после каждого полета проверяла эти данные. При выходе за ограничения, или выполнении лишних фигур курсанта гоняли и в хвост, и в гриву. Могло достаться и инструктору, и тогда курсанту прилетало вдвойне. У инструкторов в той или иной степени были налажены связи с группой объективного контроля, и они заглядывали туда, то с конфетами, то с коньяком, в зависимости от тяжести нарушения. Мы нашли возможность обойти контроль, но я вас этому учить пока не буду.
Был один элемент пилотажа, ставящий пилота на ступень выше остальных, недоступный и мистический, а поэтому особенно желанный – штопор. Со штопором были у нас в стране проблемы и перекосы. Были в стране и другие проблемы, но о них широкой общественности известно, а вот о штопоре боюсь вы такого не слышали. Штопор был в истребительном лётном училище в то время запрещен.
Это был какой-то нонсенс. В учебно-авиационных центрах ДОСААФ штопора крутили, как хотели. Даже в моём Рижском планерном аэроклубе мы выполняли эту фигуру на планере самостоятельно, и это в 16 лет, когда права на автомобиль еще нельзя было иметь. А там, где он реально нужен – в истребительном училище, чтобы летчик мог справиться с ситуацией, когда при активном маневрировании возможен непреднамеренный срыв в штопор - штопор был запрещен. Раньше он был в программе, но после нескольких катастроф, связанных с выполнением штопора, решили не рисковать, обучая правильным действиям, а просто запретили. Хотя самолет в аэродинамическом плане очень хорош, с трудом входил и легко выходил из него. Мы у инструкторов выпрашивали, чтоб нам показали этот элемент пилотажа. В Бекетовке на третьем курсе Калинин наотрез отказался, сказал, что мы маленькие еще для всего этого. А вот в Котлах нам удалось раскрутить нашего шефа на штопор. У нас в это время был молодой старлей и ему нужно было завоевывать авторитет среди курсантов, поэтому он согласился. Сначала слетал Саня. Прилетел в восторге.
-Парни, вот это нас крутануло, ничего не понял, но было здорово!
Потом полетел с шефом я. Штопор делали вместо запланированного сваливания (это состояние, предшествующее штопору, и его, как компромиссный и не очень опасный элемент, нам разрешалось выполнять).
- Лучше делать вправо, потому что вращение ротора двигателя в этом случае делает штопор более устойчивым. А из левого вращения он может самопроизвольно перейти в правое. А вообще Л-39 аэродинамически устойчивый самолет. Если бросить управление, сам спокойно выходит из штопора, главное, чтобы был запас высоты.
Убираем обороты, выбираем ручку на себя, самолет начинает трясти, происходит сваливание. Шеф добавляет ногу, и Элка, опуская нос, закручивается вправо. Инструктор комментирует:
- Полный оборот делать не будем, педаль даём против вращения, ручку держим на себя, ждём… Вот, вращение останавливается и РУС отдаём от себя… Ухы ёпта… куда бля…
Шеф от избытка энтузиазма даёт ручку от себя резко и сильно за нейтраль, что является ошибкой на выводе. Мы опрокидываемся в перевернутый штопор, повисаем на ремнях над фонарем. С пола взлетают песок и пыль, планета теперь вращается над головой. Я на автомате тяну ручку на себя (навык из аэроклуба). Элка опускает нос и начинает разгоняться… Ого, нормально сжалось всё, и не только у меня. Голос у шефа стал выше на пол октавы.
- Теперь даём обороты. Вот, Алексей, в перевернутый штопор перешли. Запомни неправильные действия при выводе, не делай так никогда. Повторять не будем, достаточно на сегодня. Выполняй пилотаж по заданию…
В общем штопор штука коварная, да ещё и, благодаря перестраховщикам от авиации, мало кому из большинства пилотов известная. И это как раз тот режим, которым заканчиваются попытки уходов на второй круг, отказы двигателей, энергичные маневры на малой скорости. То, что мелькает в новостях, сводках об авариях на больших и малых авиалайнерах с печальными последствиями.
- Если у Вас допуск по форме 3 и выше, можете писать комментарии. Делайте ссылку только нашим проверенным людям...
- Благодарю Вас друзья за проявленный интерес к моим рассказам. Продолжу выкладывать любопытные истории из разных циклов. Прошу Вас, подписывайтесь на канал, тогда не пропустите новенькое, а мне улучшите статус в Дзене.
- Оглавление