Спишь? Нет? Тогда послушай вот. Мои предыдущие обзоры и заметки касались игр, которые мне понравились. А сейчас я расскажу тебе, на сон грядущий, об одном из своих главных разочарований 2021. Имя ему Etherfields. Постараюсь сделать это спокойно и взвешенно, чтобы потом не синилось кошмаров. Будут небольшие спойлеры по механикам, ибо механики тут вводятся и раскрываются по мере прохождения.
Словно это было вчера
Это был мой первый кикстартер, я был молод и полон надежд, ждал игру вместе со всеми неравнодушными, смотрел почти каждый понедельник прямые эфиры Q&A с Марцином (или Маркином), руководителем Awaken Realms. Многие знают эту кантору по таким шедеврам как «Немезида» (тут без всякой иронии, эту игру я считаю у них самой удачной и вообще отличной), «Владыки Эллады» (красивая игра, но с косяками), «Это моя война» (до сих пор ее не трогал, ибо тема для меня непривлекательна), «Посрамленный Грааль» (к этой настолке у меня двоякое отношение – один раз прошел еще английскую версию, визжа от восторга, а потом собрал всё в коробку и продал). Еще у Авэйкенов есть шикарная минкофильная настолка The Edge. Возможно я не вспомнил какое-то из их творений, можете мне напомнить.
Чем славны эти ребята – бомбическим оформлением игр, всегда кассовыми темами, довольно таки оригинальным подходом к механикам и грамотным анализом опыта старших коллег. Каждая их игра – событие для взыскательных и состоятельных настольщиков.
Они пришли сюда спать
Тема Эзерфилдс попадала в меня просто на все 200%. Приключения во снах, мрачная атмосфера, немыслимые монстры и оригинальный способ повествования. Каждый понедельник Маркин рассказывал, КАК тяжко они работают над игрой. КАК главный разработчик продумывает каждую деталь, ведь он уже делал имя и на фигню не разменивается, хочет создать настоящий шедевр! Было немало задержек, что связывалось с ковидными локдаунами и просто тем, что ребята доводят до ума каждую деталь игры. Ну, ты сидишь, смахиваешь пот со лба и ждешь, когда же этот мега-шедевр приедет к тебе. Каждый понедельник Маркин твердил, как они сами не могут дождаться того момента, когда мы, игроки, откроем свои коробки.
Началась рассылка, ну а прежде Эзер разослали по англоязычным ютуб-каналам, среди которых Том Вассал/Башня кубов, Заткнись и садись (Shut up and sit down) и разным другим. Еще я наткнулся на одного блогера, который знатно оплевал Грааль в свое время, что мне не очень понравилось. Ну, тут он и с Эзерфилдс расправился. Квинс (Shut up) также снял отличный ролик, где, улыбаясь, похоронил игру.
Том Вассал поставил игре Сил оф Эксиленс. Высшую оценку. Уверен, что он в нее даже не сыграл толком. Тому веры нет. В целом от блогеров поступали тревожные звоночки. Не сказал бы, что мнение кого-то из них как-то на меня влияет, но удивляло, что в целом игру принимают плохо, говорят о ее почти ФАТАЛЬНЫХ проблемах, и говорят одни и те же вещи.
Moment of Truth
И вот, настал тот зимний день, когда я приехал домой с белок коробищей, на которой красовалась надпись Etherfields. Открыл. Ну, товарищи, внешне и внутренне Эзер – это восторг. Красота компонентов – минечки, сотни сочных и сюрреалистических артов, стопки и стопки карт.
Разложил, выбрал героя, и начал пробиваться сквозь правила. И действительно, если бы тогда я уже не был готов к тому, что правила здесь написаны не очень, я бы заплакал. Но тогда под рукой была памятка с внятным порядком действий, поэтому, старт был стабильным. Памятку, разумеется, сделал какой-то фанат, а не Авэйкены. Тревожно.
Что смутило сразу, и о чем вы уже не раз слышали – игровое поле. Вообще, появляется желание взять его так двумя руками, и прямо вот об голову дизайнеров (не повторяйте это дома!). То есть эти люди брали дополнительные отсрочки, именно для того, чтобы, так сказать, отточить дизайн, но оставили вот такое поле, больше напоминающее его проект.
Если они тестили свою игру исключительно в ТТС, тогда понятно. Там-то ты паришь над игровым столом, и тебе вообще неважно, где и что лежит. Картонка у нас вертикальная. Сверху по горизонтали строится карта миссии, середина предназначена для складирования различных карт, а снизу мы выкладываем глобальную карту мира. Чтобы видеть миссию, вам нужно сесть боком к столу, к верхней части картонки поближе. Вы на глобальной карте? Тогда вам нужно подвинуться ближе туда. Тоже боком, если хотите видеть все в правильной перспективе.
За подобные дизайнерские решения, думаю, в пору выдавать премии имени Тома Вассала. «Настольная шляпа года» или что-то такое. За эту картонку мне, как бэкеру, было правда обидно. Сама игра – это дело вкуса, но компоненты к ней, вы же их продумываете там сидите…
Брожение во сне
Каждая миссия у нас представлена стопкой квадратных карт. Часть мы выкладываем сразу, часть – по мере продвижения событий. На каждом квадрате есть некие точки взаимодействия. Тут, кстати, мы узнаем, что нам нужно внимательно всматриваться в детали локации, чтобы не пропустить подсказки и все такое. Ну да, сидишь ты такой, искривляясь всем тело, и взираешь на верхнюю часть поля. Страшно подумать о тех, кто решил играть втроем или вчетвером. Не скажу, что это нереально, но это должно быть некомфортно.
В руке у нас набор карт. Точки взаимодействия просят от нас некую сумму символов, чтобы открыться. Накидываем карты с нужными символами, и убиваем врага, или открываем, например, дверь. В целом, миссии – это такие эскейп-румы, где нас преследуют враги, а мы должны быстренько прокликать определенные точки и, возможно даже повернуть некоторые локации по оси.
Свою колоду можно видоизменять, забегая между миссиями на рынок карт. Это такая статичная и довольно большая колода, лежащая лицом вниз. Что уже должно, думаю, смутить любителей колодостроя. Рынок один на всю игру, прийти вам может любая карта. И самое пресное, что вы не чувствуете, что прокачиваете свою колоду. Вы просто берете новые карты с новым артом. Там чуть другой расклад по символам, может другая способность. Но восторга от новых мега-комбо вы не испытаете.
Так вы туда еще и историю положили?
Если вы следили за проектом еще в те давние времена при Петре, когда блогеры нам показывали начальную версию Эзера, вы знаете, что в игре не предполагалось никакой книжки, аля Грааль. Мы двигались по тайлам, прямо на них было написано, что с нами что-то происходит, и какую карту нам взять. Берем карту, а она не просто карта, но деталь локации! И повествование выстраивается как бы больше визуально.
Но вот, не скажу уже в каком обновлении и в каком эфире Маркина, этот товарищ заявляет, что они решили улучшить игру и вложат в коробку книгу скриптов! Чтобы мы, сновидцы, могли поглубже забуриться в атмосферу и сюжет. Каждая локация теперь утыкана номерками. Номерок ведет к скрипту, который нужно искать в книжке. При этом всё устроено так, что номерки одной и той же миссии раскиданы по всей книжке. А взаимодействовать с ними вам придется часто. Иногда прямо вот каждый шаг. Передвинул фигурку и закэшил карты? Лезь в книжку, читай, что там. Ок, что мы там читаем? Наверное, какой-нибудь сочный эпизод истории, как в Граале? Нихт. Например, что-то типа: «Чу, послышался странный звук». Конец. Другими словами – изрядная доля скриптов – это некое обрамление, которое должно нагнетать атмосферу, но нагнетает только раздражение, отвлекая от стола. И даже Том сказал, что текст написан не очень хорошо. Действительно, текст пресный.
Решением проблемы со скриптами стало приложение, куда все эти скрипты вбиты. Теперь вы можете просто ввести номерок, и сразу прочесть какую-нибудь фигню. Кто сделал приложение? Какой-то фанат. Не Рилмс.
История? Ну, ее не завезли толком, хотя, вроде бы, он там просится буквально с каждого арта и, вроде бы, нам его обещали. Вся история сводится вот к чему: «Вы попали непонятно куда и не понимаете, куда попали». Справедливо будет заметить, что игра, ведь, про сны. А там нередко бывает именно так, что ничего непонятно, и логики никакой нет. Да, но мы, все же, имеем дело с игрой, и хотелось бы, чтобы было интересно, связно, чтобы что-то одно переходило во что-то другое. Но нет. Впрочем, хоть плотного сюжетного костяка не прощупывается, нас ждут миссии с различным оформлением, с какими-то событиями, встречами и последствиями.
Спишь и видишь
Прохождение каждой миссии ведет нас к новым картам в различные игровые колоды, к открытию побочных механик. Это просто шикарно! Это легаси без порчи компонентов. Отдельные придумки вызывают восхищение. Например, у каждого героя есть свои тайлы с фрагментами картинки. Вам нужно постоянно всматриваться в новые локации. Увидели место, похожее на ваш фрагмент? Скорее читайте секретный скрипт. «Передайте мне, пожалуйста, воон тот тайл, да, где вы вдвоем сейчас стоите и те два монстра, мне нужно приглядеться».
Или, например, на локациях мы видим, скажем, синюю дверь. Но взаимодействовать с ней мы не можем. «Ну», – думаем: «Наверно, это просто часть декора». Ан нет, позднее мы получим возможность взаимодействовать все с новыми и новыми деталями окружения, которые ранее нам казались просто картинками. Дверь откроется! Задумка просто шикарная, согласитесь. Нам в любом случае придется возвращаться на уровни, которые мы уже прошли, но теперь мы сможем делать в них какие-то новые вещи. И так игра потихоньку наращивает мясо в разных своих участках.
Теперь ты во сне на
Карта мира также разрастается, но и скрывает один из самых жирных минусов. После миссии или после возвращения в игру, вы оказываетесь на глобальной карте. Чтобы добраться до нужной локации и зайти на миссию, нам нужно пройти ряд смежных местечек, которые заставят нас листать особую колоду с врагами. Вначале игры в колоде толком и нет никого, но постепенно стопка растет. Да, забыл сказать, что вход в миссию стоит какое-то количество ключей, их нам тоже нужно пособирать по карте мира. Что получается? Чтобы начать новую историю с ее уникальными локациями, нам нужно уныло тащиться по глобальному миру, и открывать карты с врагами.
Враги появляются на статичной карте, которая временно заменяет карту миссии, и у нас начинается бой. Можно пропустить его, ценой своих ресурсов. Еще пара шагов – опять скрываем карту с врагом. Опять деремся. И если в первые разы это увлекательно, то потом сильно вымораживает. А стопка с врагами растет и растет, то есть к середине игры вам придется тратить очень много времени на то, чтобы просто добраться до новой части истории. И это не доставляет никакого удовольствия от процесса даже на ранних стадиях. Кто это придумал? Два чая этом джентльмену. Без заварки.
Сами миссии могут напомнить карточный Ужас Аркхэма, только с неким подобием тактической картой, миньками и большим вниманием к дизайну интерьеров. В целом все сводится к «поинт энд клик». Как квесты на комп – наводим мышку на разные участки карты и нажимаем. Тратим требуемую сумму символов с карт, и получаем результат – вскрывается часть локации. Или, например, на локацию кладется карта поменьше, которая меняет часть интерьера. Выглядит красиво, но интересно ли? Далеко не всегда.
Как в страшном сне:
- Полный провал в плане игровой доски. Может быть кто-то со мной не согласится. Кто-то терпелив, и ему и так нормально. Ок. Но меня этот дизайн очень возмутил. Я расцениваю это как непрофессионализм со стороны геймдизайнеров.
- Неясные правила, хотя это можно пережить. Правила игры в результате, геймеры сами объяснили геймерам.
- Книга скриптов – ужасно неудобно, постоянно отвлекает от стола. И было бы ради чего отвлекаться… Проблему с шуршанием страниц фанаты решили приложением, но проблему вторичности текстов, неинтересных или неважных событий решить не удастся. Даже вот при наличии приложения – вы отвлекаетесь, вводите номер читаете какую-то фигню. Еще шаг по карте – опять. Они приделали ее в последний момент, это чувствуется. И не знаю уж, кому они заплатили за сами тексты... Или может сам написали вечерком, очень верю в это.
- Миссии. Некоторые любопытные, некоторые скучные. Все очень простенько. Иногда кажется, что вам нужно решить логическую задачу, но на самом деле нужно просто прокликать точки взаимодействия или пробежать до упора, не читая ничего, что предлагают читать. Обращаю внимание – с многими точками можно не взаимодействовать, и все равно пройти историю. И, разумеется, миссии почти никак не связаны. У вас просто есть большой набор локаций с какими-то своими маленькими историями.
- Неинтересные колоды, иллюзия прокачки руки. Да, что-то у вас там выходит, какие-то карты будут эффективнее других, но ничего особенного. Карточный Ужас Аркхэма в этом смысле просто мега-колодострой.
Но ведь было же между нами что-то хорошее
- Плюсом Эзерфилдс является визуал. Тут, конечно, раздолье. Очень красиво ВСЁ! Можно просто любоваться артами. Но хочется, ведь, чтобы это играло, мы же не книжку с картинками покупали.
- В игре немало отличных идей, как я уже говорил. Некоторые миссии намекают на нечто просто умопомрачительно интересное, с развитием, но ничего не происходит.
- Локации увлекают. Мне понравилось, например, местечко с поездами, которые уходят в различные части мира. На вокзал можно приходить снова, и снова гоняться за нужным поездом. Как идея – класс. Но хочется ли действительно вернуться? Мне нет.
- Поведение врагов регулирует компактная колода карт – изящное решение. Только сами враги и бой с ними – скука.
- Она, пожалуй, должна без проблем играться втроем и вчетвером, что было противопоказано Граалю. Также на каждую миссию можно заходить разным составом, можно брать с собой новых игроков и довольно быстро вводить их в курс дела.
Игра обещает постоянные изменения, нечто такое происходит, но, если посмотреть на все это с высоты птичьего полета – да ничего толком не происходит. Игра напоминает висящие в пустоте куски чего-то любопытного. Куски, которые работают в отрыве друг от друга, но не создают единую игровую систему. Получается, что денег мы скинули на некий арт-проект тусовки художников и некого игродела, который решил пуститься во все тяжкие. Часто об Эзерфилдс говорят не как об игре, а как об экспириенсе, о неком необычном опыте. Опыт скидывания денег вот на такую игру – это действительно необычный опыт. Спасибо!
Вообще, если бы они все это выпустили в виде мобильного квеста – было бы неплохо. Кликай картинки, смотри, как они меняются, релаксируйся. Но в виде настолки – не прокатывает.
Можно ли как бы спать и одновременно не спать?
Можно ли, все же, играть в Эзерфилдс? Можно, конечно. Даже без хоумрулов. Если вас запрели дома на месяц, например. И среди настолок только эта. Можно и похоумрулить, что многие уже сделали. Если отбросить все лишнее, то у вас в руках окажется красивая игра с большим набором мини-квестов с индивидуальными локациями, с каким-никаким карточным движком и чем-то вроде сюжета. С одной стороны – почему бы и нет. С другой, как мне кажется, при таком обилии игр вокруг, можно найти себе и нечто более достойное. Как говорилось в одном шоу «Лучше книга. Какая? Любая».
Проспись, Нео
В общем, вера моя в Авэйкен Рилмс сильно пошатнулась. Выдать такую сырятину с серьезным лицом – это не солидно. Художникам – респект, они поработали на славу. Не знаю, в чем там были проблемы, что пошло не так. Для меня Эзерфилдс – это неприятное разочарование, хотя я довольно лояльный игрок и в мире мало настольных игр, которые вот совсем мне не зашли. Я пытался, шел дальше по игре, был момент принятия… Но как только впервые собрал игру со стола – раскладывать ее больше не хотелось.
Не хочу расстраивать тех, кому игра, внезапно, зашла. Все, что я высказал, мое лично мнение, хотя большинство пунктов тревожно совпадает с точками зрения других ребят, которые также не оценили, хотя пытались, Etherfields. Настолка, которую я не рекомендую, а хотелось бы.
Будет интересно прочесть ваши мысли об игре, каким был ваш опыт. Спасибо за прочтение!
И еще я думаю, что Карфаген должен быть уничтожен, зарплату учителям нужно поднять, а Эзерфилдс сжечь.
P.S. Разумеется, фигурально выражаясь, по поводу игр.
P.S.S. Присылайте фотки своего сожженного Эзерфилда в комментариях.
P.S.S.S. Если вы ребенок, и пошли жечь свой или папин Эзерфилдс – повторяю, не надо этого делать, это шутка! Если нет, то читайте предыдущие P.S.
Уснул? Ну, ничего не пропустил. Хоть во сне нормальном побывал.