Советский Союз в свое время реализовал в Афганистане более ста инфраструктурных проектов, включая дороги, мосты, газопровод, оросительный канал, электростанции, заводы, многочисленные социальные объекты и др. Многие из этих инициатив были осуществлены до 1979 года.
Подкуривать американские сигареты советскими спичками
Одной из наиболее знаковых кампаний стало строительство автодорожного тоннеля через перевал Саланг (горная система Гиндукуш), связавшего северную и южную части страны. Подготовка к его сооружению началась в конце 1950-х, а проходка стартовала в 1960 году. В это время СССР оказывал серьезную финансовую помощь южноазиатскому государству. Всего до 1978-го Москва выделила Афганистану около $1 млрд.
Впрочем, последний в то время в лице короля Мухаммеда Захир-шаха пытался дружить как с Советским Союзом, так и с США. Даже закрепилось своеобразное выражение о том, что монарх хочет подкуривать американские сигареты советскими спичками. Поэтому и к строительству главной автомобильной дороги страны были привлечены как Москва, так и Вашингтон. Специалисты из обеих держав тянули трассу с разных концов — наши шли с севера.
Тоннель Саланг — невозможное возможно
Самым сложным участком был отрезок на границе провинций Парван и Баглан, в 90 км от Кабула. Здесь маршрут предстояло проложить сквозь горную преграду, на что многие не решались. В противном случае пришлось бы делать огромный крюк (около 300 км). Кабул изначально обратился к странам Европы и США. Но после предварительных исследований они поочередно отказались браться за столь сложный проект, считая его реализацию почти невозможной.
В итоге строить дорогу согласился СССР. Для этой цели в соседнюю страну направили специалистов из «Мосметростроя». Стоит отметить, что подобного опыта у них было немного, поэтому пришлось осваивать и применять несколько инноваций. Как отмечает в своей работе (источник №1) доктор исторических наук Владимир Николаевич Прямицын, в общей сложности в ходе строительства внедрили двенадцать новых технических решений.
Перед тем как приступить к проходке, была проведена масштабная подготовительная работа, включая геологические исследования, строительство технологической дороги и двух поселков для рабочих — у Северного и Южного порталов; завезена спецтехника, большую часть которой после окончания работ оставили в Афганистане.
Несмотря на трудности
Пробивали дорогу через перевал одновременно с двух концов буровзрывным способом. С севера проходка производилась на полный профиль сплошным забоем с одновременной монолитной бетонной обделкой. Со стороны Кабула, учитывая особенность породы, сначала бурили штольни, разрабатывали свод (калотту) и затем уже шли на полный профиль.
Несмотря на сложные геологические и погодные условия, ежемесячно удавалось продвигаться на 90 метров. Случались и неожиданности: осенью 1962-го в этом месте произошло землетрясение, доставившее немало трудностей.
Важным было и то, что в роли основной рабочей силы выступали местные, которые не имели навыков в таких мероприятиях. Советские специалисты после детальной подготовки всей документации должны были лишь консультировать коллег в ходе строительства. Но по факту им приходилось брать в руки инструмент и показывать на практике, как необходимо производить работы.
Несмотря на массу препятствий и рисков, чрезвычайных происшествий практически не случалось, так как технике безопасности уделялось особое внимание. А из СССР для всех участников стройки привезли спецовку и необходимые средства защиты. Чтобы следить за меняющейся погодой в районе тоннеля, на высоте свыше 3 тыс. м открыли две метеорологические станции.
Самый высокогорный в мире
Объект протяженностью 2,67 км (с выходными галереями — 3,6 км) и шириной проезжей части 6 м сдали в эксплуатацию в сентябре 1964-го. Участники проекта получили различные награды как от советского, так и афганского правительства. На открытии тоннеля присутствовали король Мухаммед Захир-шах, назвавший инженеров «Мосметростроя» героями, и председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин.
Отечественные специалисты получили на этом объекте бесценный опыт, пригодившийся при строительстве аналогичных сооружений на территории СССР. Построенный объект стал без преувеличения выдающимся достижением советских строителей и символом дружбы двух государств. А для Афганистана — частью настоящей «дороги жизни». До начала 1970-х тоннель считался самым высокогорным (3363 м) в мире.
В следующие десятилетия с объектом было связано немало известных событий, в том числе и трагических. Но это уже отдельная история. Сегодня дорога продолжает действовать, имея пропускную способность в 10 тыс. транспортных средств в сутки и являясь частью Национальной автомагистрали 01 протяженностью 2,2 тыс. км.
При подготовке статьи использованы следующие материалы:
1. Прямицын В. Н. История строительства, эксплуатации, охраны и восстановления тоннеля на перевале Саланг (Афганистан) // Технологос. — 2021. — №4. — С. 163-175
2. Соловьев В. А. Был в нашей жизни Саланг // Метростроевец. — 11.01.2002. — №1 (13027). — С. 3-4