Не секрет, что в СССР некоторая продукция выпускалась с так называемым двойным назначением. Это значит, что гражданские изделия могли в кратчайшие сроки стать оборонными, и наоборот. Вот про этот самый "наоборот" и поговорим.
В начале 60-х годов на Минском автозаводе был налажен выпуск многоколёсных шасси МАЗ 543 "Ураган", которые изначально планировались как ракетовозы. Однако их столько наделали, что в какой-то момент было решено делать на их базе не только ракетовозы, но и пожарные машины, лесовозы с прицепами,а также автокраны.
При этом Всесоюзные ударные стройки и разработки месторождений нуждались в том числе и в хороших самосвалах. И так в 1969 году в опытном цеху Минского автозавода был создан МАЗ 7510 "Самосвал". Его борт откидывался только назад и имел ёмкость 11,5 кубометров. Причём его грузоподъёмность составляла всего лишь 19 тонн.
Разумеется, при строительстве этого самосвала на базе шасси от ракетовоза требовались постоянные консультации с БелАЗом. Причём там посмеивались над самой идеей - сделать из ракетовоза самосвал, а также над его грузоподъёмностью, которая и до 20 тонн не дотягивала. А всё потому, что грузоподъёмность самого "маленького" на тот момент БелАЗа 540 составляла 27 тонн.
Однако как только специалисты по опытным разработкам из МАЗа начали задавать БелАЗовцам дополнительные вопросы, вот тут они и посыпались:
- Какой у БелАЗа привод? Только задний?.. Хм...
- А есть ли централизованная подкачка колёс? Не знаете, что это такое?.. Хм...
В общем и целом, стало понятно, что карьерные самосвалы БелАЗ были пригодны только для перевозки грунта по хорошо укатанным дорогам. При разработке же сибирских месторождений со слабо несущими грунтами эти БелАЗы тут же бы позастревали.
Нужен был полный привод всех восьми колёс плюс независимая подвеска. Ну и разумеется централизованная подкачка колёс, куда же без неё. И именно поэтому самосвалы МАЗ 7510 не застревали и везли свои 19 тон породы со скоростью до 60 км/ч по любым грунтам.
Причём он так хорошо себя зарекомендовал, что в 1974 году даже был показан на ВДНХ. Это здесь на архивных фотоснимках он чёрно-белый, а вообще он ярко-жёлтого цвета.
Его клиренс в 400 мм и высокие внедорожные качества позволяли экономить ресурсы и время на прокладку дорог из твёрдого грунта при помощи бульдозеров, скрепперов и прочих грейдеров. Достаточно было указать этому восьмиколёсному самосвалу направление, и он тут же начинал перевозить грунт, не застревая.
Что касается силовой установки и трансмиссии, то они остались без изменений. Это всё тот же дизель мощностью 525 л. с. Разумеется его расход солярки более чем 100 л на 100 км делал самосвал весьма прожорливым, и поэтому их выпускали в единичных экземплярах для конкретного заказчика.
При этом не только нефтянники и газовики заказывали себе такой. Военным в 70-х годах тоже приходилось строить различные объекты, а укатывать и формировать твёрдый грунт для БелАЗов очень не хотелось.
В 1978 году этот самосвал модернизировали, внеся много изменений. А с наступлением 90-х в страну хлынули экономичные и проходимые самосвалы импортного производства, которые обладали схожей грузоподъёмностью.