Молодого, недавно назначенного менеджера компании IBM, руководство вызвало на ковер. Еще бы! Он совершил сделку, на которой фирма потеряла 10 миллионов долларов. Когда сотрудник понял свою ошибку, было уже поздно, деньги уплыли.
Зайдя в кабинет, и, чувствуя свою вину, он, не ожидая того, что ему скажут, произнес:
- Я понимаю, что вы вправе меня уволить, и, признавая свою вину, принимаю ваше решение.
- Уволить? - произнёс руководитель. - Мы только что потратили 10 миллионов на ваше обучение и не вправе разбрасываться такими ценными кадрами. Идите работать!
Что отличает успешную компанию от менее успешной? Руководство успешной компании осознает важность обучения для своих сотрудников. Ведь именно систематическое обучение сотрудников помогает повысить прибыль компании, улучшает отношения в коллективе.
На сегодняшний день тренинг - самый эффективный вид обучения.
Бизнес-тренинг- это активная форма обучения в виде деловых и ролевых игр в группе, дискуссий, направлена на освоение моделей успешного и эффективного поведения, формирование новых специальных навыков и умений, необходимых для решения конкретных задач и нацелен на увеличение прибыли компании
Тренинг - это безопасное пространство для экспериментов, проб и ошибок, нового опыта и новых достижений. Психологическая атмосфера тренинга - спокойная, благоприятная и настраивающая на работу.
Бизнес-тренинг позволяет получить профессиональные знания и навыки для того, чтобы человек мог более эффективно выполнять свою работу. Эффективный тренинг дает возможность получить новые инструменты для работы, дает новые знания и навыки, ранее не использовавшиеся. Пройдя тренинг сотрудник по-новому смотрит на свои профессиональные обязанности и видит перспективу своего развития. Тренинг оказывает положительное влияние на личностные характеристики, работает на сплочение команды.
Тренинг - это особая форма интенсивного обучения, основанная на психологических свойствах человека. В тренинге открыто ставится задача обучения. В процессе такого обучения происходит знакомство со схемами поведения людей в определенных ситуациях, рассматриваются алгоритмы, в соответствии с которыми можно разобрать любую не типичную проблему и найти именно ее конкретное решение.
Значительная часть тренингов направлена на развитие или совершенствование каких-либо умений, например, умения организовать свое время, умения вести переговоры, управлять персоналом. Такие тренинги позволяют повысить эффективность бизнес-процессов и предназначены для выработки результативных моделей поведения.
Например, тренинги по продажам. В результате такого тренинга менеджер по продажам изменяет психологический подход к потребителю и значительно поднимает уровень продаж и, соответственно, прибыли.
Навыки, которые психология помогает развить у сотрудников в процессе обучения
- распознавать манипулирование
- эффективно вести переговоры, с использованием психологических инструментов
- выстраивать правильные коммуникации с коллегами по работе и клиентами компании
- уметь оказывать вербальное и не вербальное воздействия на людей,
- правильно вести себя в конфликтах, спорах, грамотно и последовательно отстаивать свою позицию
- понимать важность формирования и развития корпоративной культуры
- повысить психологическую устойчивость
Чрезвычайно продуктивно использование игровых методов. В самом начале тренинга, игры полезны как способ преодоления скованности и напряженности участников, как условие безболезненного снятия психологических барьеров. Благодаря игре закрепляются новые поведенческие навыки, обретаются недоступные способы оптимального взаимодействия с другими людьми.
Нужны ли знания психологии тренеру? Безусловно. Тренер должен принимать во внимание, что чувства и установки участников тренинга играют в процессе обучения важную роль. Нужно постоянно следить за эмоциональным климатом в группе. Это означает возможность открытой коммуникации, которая позволяет всем участникам говорить о том, что происходит с ними. Важно создать в группе атмосферу поддержки, взаимного уважения и признания.
Психология дает базовые знания, о человеке и его психике, поведении, мышлении и эмоциях, что безусловно помогает в работе бизнес-тренера. Главное правило тренинга: правило Лас-Вегаса «Всё что было в Лас-Вегасе, остается в Лас-Вегасе». Это правило позволяет участникам тренинга открыться, расслабиться и продуктивно работать. Внимание и понимание эмоций - это очень важно. Например, девушка на тренинге случайно порвала колготки. Это доставляет ей дискомфорт и не дает принимать активное участие в работе группы. Тренер должен выяснить причину такого поведения девушки и корректно разрешить ситуацию.
Невозможно ничему научить взрослого человека, если он того сам не захочет. Поэтому крайне важно создать атмосферу, в которой взрослому человеку будет комфортно приобретать новые знания и навыки.
Для успешного обучения необходимо желание измениться каждого сотрудника компании, от простого менеджера до генерального директора.