Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Почему на самом деле в Праге выбрасывали людей из окна? Нет, это не имеет отношения к религии или к национальному чувству

Вторая пражская дефенестрация случилась 23 мая 1618 года. О том, насколько неправильно сводить что само по себе выбрасывание имперских чиновников из окна Пражского Града, что чешское восстание, что всю Тридцатилетку к религии — мы уже говорили много раз. Но я заметил, что и в национальном вопросе люди часто представляют событие неверно.

То есть ОК: положим, человек понял — и у Восстания чешских сословий, и в целом у Тридцатилетки было великое множество социально-экономических причин, помимо именно религии (благо что последние 13 из 30 лет главным противником католиков будет католическая же Франция). Однако легко и с этим пониманием попасть уже в другую ловушку, представив Вторую дефенестрацию неким актом чешской национальной борьбы против немецкого ига. Вот недавно в
Cat_Cat вышел материал как раз с красочной сентенцией про обладателей славянского акцента, выбрасывающих в окно имперских чиновников (по умолчанию, коль скоро речь идёт о Священной Римской империи, представляемых читателем немцами).

Всё-таки тут есть один нюанс.

Из окошка в Граде выбросили тогда троих. Двое были чиновниками габсбургской администрации: Вилем Славата из Хлума и Ярослав Боржита из Мартиниц. Как вы наверняка догадались, оба — этнические чехи, причём Вилем Славата — отпрыск весьма славной чешской фамилии. Третьим был писец, и вот он-то как раз более-менее немец, хоть родом из Моравии: звали его Филипп Фабрициус фон Розенфельд и Гогенфаль.

(все трое падение из окна пережили, кстати, если вы не в курсе)

С другой стороны, лидером всего этого весёлого мероприятия, повторяющего дефенестрацию-1419, был человек, которого чехи имеют обыкновение называть Йиндржих Матиаш Турн-Вальсассина. В чём подвох?

Дело в том, что это нечто вроде Хосе де Рибаса, известного в русских текстах как Осип Михайлович Дерибас. Йиндржих Матиаш Турн-Вальсассина — он вообще-то Генрих Матиас Турн-унд-Вальсассина. Сын графа Линца (это на севере Австрии) и представитель итало-немецкой фамилии Турн-и-Таксис.

Мало что вполне себе немецкий аристократ по сути — так ещё и плохо по-чешски говорил. Характерно, что сочинение об этих событиях составлено Генрихом было на родном немецком — Defensionsschrift называется. Но зато, кстати, Турн-унд-Вальсассина в самом деле был ярым протестантом.

В общем, если немного утрировать — вышло так, что ради свободы Чехии в 1618 немец выкинул из окна чехов. Что так-то для запутанной политики СРИ всегда и XVII века везде — не особо удивительно. Я просто хотел обратить ваше внимание, насколько даже в таких аспектах ситуация неоднозначна.

И простые объяснения типа "тут католики, там протестанты" или "тут немцы, там славяне" ей очень плохо подходят.

Автор - Андрей Миллер. Подписывайтесь на Grand Orient и читайте больше его статей!