Найти в Дзене
Svetlana Astrikova "Кофе фея"

...Подлинные отрывки из писем Марии Николаевны Романовой отцу, императору Николаю Второму....

4 января 1916 года. "Мой Золотой папа! Я пишу тебе утром. Анастасия сидит на диване у камина и что-то рисует. Мы поменяли наши комнаты примерно полностью - кровати на том же месте, но ширмы сдвинуты в другое место, я не могу так ясно объяснить письменно, как это все выглядит - ты увидишь это сам, когда вернешься домой, что будет, я надеюсь, очень скоро. Сегодня утром мы были в больнице Большого дворца в 9 часов - мы не были там ужасно долго. Вчера мы ездили в Кокоревскую больницу - там лечатся трое ваших ереванцев. Позавчера вечером мы смеялись и смеялись. Старая тетя Ольга позвонила нашей Ольге, что один из солдат ее сводного полка попросил ее приехать навестить раненых из этого полка. И вот Ольга идет звонить в дежурку, где дежурил Кулюкин, а дежурный отвечает и спрашивает: Она отвечает: "Ольга Николаевна". -Какая Ольга Николаевна? -Вы не знаете Ольгу Николаевну? Ту, кто живет наверху? - Понятия не имею, о чем ты. -Великая княгиня Ольга Николаевна - вы поняли?! - И тут же она уже н

4 января 1916 года.

"Мой Золотой папа!

Я пишу тебе утром. Анастасия сидит на диване у камина и что-то рисует. Мы поменяли наши комнаты примерно полностью - кровати на том же месте, но ширмы сдвинуты в другое место, я не могу так ясно объяснить письменно, как это все выглядит - ты увидишь это сам, когда вернешься домой, что будет, я надеюсь, очень скоро.

Сегодня утром мы были в больнице Большого дворца в 9 часов - мы не были там ужасно долго. Вчера мы ездили в Кокоревскую больницу - там лечатся трое ваших ереванцев.

Позавчера вечером мы смеялись и смеялись. Старая тетя Ольга позвонила нашей Ольге, что один из солдат ее сводного полка попросил ее приехать навестить раненых из этого полка. И вот Ольга идет звонить в дежурку, где дежурил Кулюкин, а дежурный отвечает и спрашивает: Она отвечает: "Ольга Николаевна". -Какая Ольга Николаевна? -Вы не знаете Ольгу Николаевну? Ту, кто живет наверху? - Понятия не имею, о чем ты. -Великая княгиня Ольга Николаевна - вы поняли?! - И тут же она уже нервно засмеялась, когда он всерьез обиделся и сказал:" Мадам, это официальная телефонная линия, и розыгрыши запрещены! " - и повесил трубку.

Ольга выбежала. Через пять минут входит Татьяна, начинает звонить, охранник тотчас же ее узнает, и она все ему объясняет, смеясь…

Вчера Кулюкин пришел на Литургию и попросил у Ольги прощения за Ресина, так как не ожидал ее звонка и думал, что кто-то шутит.

Поскольку мамА лежит в постели, мы завтракаем и ужинаем сами.

Мне пора завтракать. С любовью обнимаю тебя,

Твой Казанец.

Приветствую всех, кто с вами.

.

12,26, 8 марта 1914 г.

"...Было весело купаться в вашей ванной, я наслаждалась, как мопс, и, конечно, я делала " кучку" в вашем "ОО". Было не очень удобно и довольно холодно, когда крышка была открыта, но я этого не заметила. Вода доходила мне до плеч -( не в "ОО", а в ванной!)... МамА и Татьяна играют в "хальму". Окно в спальне открыто, а из двери сквозняк, и мы слышим Гулыгу..."

20 сентября 1914 г.,

"...Теперь я пишу вам в ванной. Лиза расчесывает мне волосы, а Татьяна моется за занавеской..."

Парадное колоризованное  фото младшей пары, Марии и Анастасии, августейших княжон.
Парадное колоризованное фото младшей пары, Марии и Анастасии, августейших княжон.

23 сентября 1914 г.,

"...Аня (Вырубова) обедала с нами и сейчас лежит на диване рядом с мамой. Мама только что получила от тебя письмо и очень счастлива..."

31 октября 1914 г.,

"...Сейчас у меня будет урок английского языка. Какая скука!..."

19 ноября 1914 г., .

"...Сейчас 2 часа дня. Мама лежит на диване и пишет письмо тебе, а Анастасия пишет тете Ольге... Я всегда сижу в вашем кресле во время чая... Алексей отдыхает наверху после завтрака... Я рад, что в пятницу у нас не будет уроков из-за праздника. Это так весело..."

Дек2,1914,

"...Петр Васильевич (Петров) читает Тургенева мне и Анастасии..."

, Jan. 12, 1915, "...Теперь я сижу за письменным столом матери и пишу очень плохим пером. Сестры находятся в больнице, но скоро приедут, чтобы присутствовать на службе, которая состоится в гостиной матери..."

-3

24 января 1915 г.,

"...Алексей лежит в постели в игровой комнате. МамА только что пришла в его комнату, и они играют в разные игры..."

27 января 1915 г.,

"...Алексей только что вернулся домой после прогулки. Для удобства его везут наверх в санях. Это выглядит ужасно глупо..."

Март 6,1915,

"...Пишу вам утром, до 9 утра Анастасия делает уроки. Ортино только что был здесь, но уже бежит назад по проходу к Татьяне..."

5 апреля 1915 г.,

"...Концерт в больнице Марии и Анастасии прошел с большим успехом. Де Ла Зари был очень хорош и рассказал много забавных историй. Затем дама в сарафане станцевала русский народный танец. (Она была довольно взволнована). Мой Деменков (Деменков был офицером, любимцем Марии) был милым, и он представил нам всех актеров. Маленький Швыбзик (собака Анастасии) только что сделал «кучку" на ковре матери, и Анастасия теперь пытается научить его, как себя вести..."

8 апреля 1915 г.,

"...Сейчас я сижу возле кровати МамА, в которой она лежит. Ольга и Татьяна читают. Алексей хотел сегодня спать вместо тебя и сказал маме, что хочет сыграть роль ее мужа. Вчера он съел слишком много сухих хлебных корок и вечером его отправили прямо к Деревенко...( врач Алексея)... После обеда мы с мамой играли в "колорито". Сейчас она читает английскую книгу..."

6 фонд 01,1291, 18 апреля 1915 г.,

"...Мы только что закончили ужин. Алексей пришел к матери помолиться. Сестры разбирают цветы, присланные из Ливадии Яновыми. Мать пытается отправить Анастасию в постель, но она отчаянно пытается найти Швыбзика, который отсутствует. Все зовут его, но он не идет, мерзавец. Он был найден, наконец, через 10 минут. Мы все думали, что он под диваном. Ортино начала лаять, и Швыбзик ответил. он, казалось, сидел под диваном МамА, и мы все приложили большие усилия, чтобы вытащить его оттуда. Я продолжаю писать на следующее утро в 8 утра. Я только что отдернула штору и был рада видеть, что на солнце было 19 градусов выше нуля. Алексей пришел в нашу спальню и теперь лежит в моей кровати и играет с Анастасией и Швыбзиком. Сестры еще спят. Швыбзик пищит. Думаю, он хочет сделать свой туалет. И вот он уже сделал это, и Анастасия вбежала с маленькой лопатой и забрала все..."

19 июня 1915 г., стр. 100

"...Алексей почти каждый день ходит на рыбалку с удочкой на пруд. Вчера дежурили мои Коля (Деменков) и Сапожников. Мы с Анастасией любезно беседовали с ними через открытое окно. Мы с Ольгой сидели сегодня на подоконнике под балконом и смотрели, как солдаты играют в шашки...

601,1291, Aug. 30, 1915,

"...Мы вчетвером сейчас лежим в креслах, положив ноги на стулья. Ольга вяжет чулок. Анастасия разбирает старые письма, Татьяна читает стихи. В то утро, когда мы были на службе, мы завтракали с Соней (Фрейлина княжна С. Орбелиани )на балконе. Во второй половине дня мы отправились кататься и посетили кладбище. Там строится небольшая церковь..."

Сент.3,1915,

"...Петр Васильевич (учитель Петров) читает нам с Анастасией "Ледяной дом". Это ужасно интересно...

5 сентября 1915 г.

"...Мы сейчас пьем чай. Мы очень хорошо погуляли. Н. Д. (Николай Дмитриевич Деменков - офицер гвардейского экипажа. Мария была влюблена в него.) был на дежурстве, и мы красиво разговаривали через открытое окно. Мы дошли до "каприза" и поднялись по лестнице, знаете? И как только мы дошли до него, Ольга взяла свой зонтик и яростно бросилась к одному из окон и разбила своим зонтиком три стекла, а я разбила другое окно, тогда Анастасия сделала то же самое... Ольга сейчас читает газету, а мама разговаривает с Аней..."

 Цесаревич с сестрами, августейшими княжнами. .
Цесаревич с сестрами, августейшими княжнами. .

19 сентября 1915 г.,

"...Теперь мы всегда ужинаем наверху, в игровой комнате. Мне кажется, здесь очень уютно. После обеда мама, Алексей, я и Владимир Николаевич (Деревенко, врач цесаревича.) или мсье Жильяр обычно играют в игру, которую мы называем "Чем медленнее вы идете, тем быстрее вы достигнете места назначения". Это весело, потому что вы можете"съесть" других. Мы играли в эту игру в прошлом году в нашей больнице..."

601,1291, 31 октября 1915 г., стр. 122

"...Я пишу тебе из своей спальни. Мы только что пили чай. Сестры все еще у матери. Утром у нас были занятия, а днем мы катались с Настенькой (Гендриковой). Я была в нашем госпитале с Анастасией, и она сделала несколько снимков раненых офицеров... На днях с нами завтракала англичанка. Она приехала в Петроград, чтобы организовать английский госпиталь в доме Дмитрия..." ( *великий князь Дм. П. Романов).

Nov. 5, 1915, 4

Я вижу Николая Дмитриевича только в церкви. Сейчас я сижу в своей спальне. Лиза зажигает лампады, а Ольга что-то пишет в соседней комнате. Ее спальня стала очень уютной, когда там поставили диван... Я думаю, сегодня вечером мы пойдем к Ане. Григорий тоже будет там. Мы провели весь вечер наверху из-за Ольги и тоже пили там чай. Ольга сейчас плачет, потому что чуть не опрокинула чернильницу, ее пальцы испачканы чернилами, и она больше не хочет писать..."

"... Здесь так холодно, даже в комнатах, что хочется кричать. Мы собираемся позавтракать наверху с Алексеем. Я часто играю с ним в карты, и мы пока не ссоримся..."

4 января 1916 г.,

"...Анастасия сидит на диване у печки и что-то рисует. Мы изменили все в нашей комнате. Мы поставили кровати, где они были прежде и поставили ширмы в другом месте. Я не могу описать это точно для вас, ПапА! Вы увидите все своими глазами, когда вернетесь..."

3 марта 1916 г.,...Вы, должно быть, наслаждаетесь английской книгой. Бабушка прислала мамА книгу "Олива", а мама прислала ей какую-то другую книгу..."

9 марта 1916 г.,

"...Анастасия сейчас тоже сидит здесь и играет на балалайке..."

14 марта 1916 г., стр. 151

"...Николай Дмитриевич Деменков уехал в субботу. Я разговаривала с ним по телефону. Он был очень рад говорить со мною. Помнишь, я сшила ему рубашку? Я спросил его об этом, и он сказал, что ему это очень понравилось, и это был просто его размер... Я пишу вам из комнаты Орчи. Мама лежит на диване, а Владимир Николаевич делает ей сеанс лампой..."

601,1291, 29 марта 1916

 Сестры Романовы. на палубе "Штандарта".
Сестры Романовы. на палубе "Штандарта".

"...Теперь я сижу у мамА после обеда. Аня уже пришла. Татьяна играет в карты, а Ольга декламирует стихи. Алексей и Анастасия легли спать. Здесь играли на балалайках, а Ольга играла на пианино.

Apr. 2, 1916, p.157

"... Теперь я внизу. МамА и Татьяна играют в карты. Ольга читает, а Аня грызет ногти. Волков бегает и расспрашивает о множестве скучных вещей. Завтра мы позавтракаем с тетей Ольгой (греческой королевой Ольгой Константиновной) и Христо (греческим принцем). Дмитрий будет пить с нами чай…

May 29, 1916, p.165

"...Сейчас я сижу в маминой комнате. Ольга играет на пианино, а Татьяна что-то читает. Анастасия уже легла спать. Мать читает какие-то прошения. Вчера Едигаров обедал с нами. Он был очень мил и много чего рассказал нам о полку. Мы все носим евпаторийские шали и скучаем по теплой погоде

4 июля 1916 г., стр. 166

Великая княжна Мария стоит около букета лилий. Редкое фото.
Великая княжна Мария стоит около букета лилий. Редкое фото.

"...Мы пили чай на балконе, потом качались в гамаке. Он висит на двух деревьях за дорожкой перед балконом. Деревья там очень крепкие. Перед обедом мы с мамой поехали кататься. После этого я пошел гулять с Татьяной, Анастасией и Триной. Мы шли по улицам вокруг бульвара до железнодорожного вокзала и обратно..."

Цесаревич с матерью -  государыней.
Цесаревич с матерью - государыней.

601,1291, 8 июня 1916 г., стр. 170

"...Швыбз (Анастасия) получила в подарок на день рождения настольный теннис. И мы играли с ней. Это было очень утомительно, так как нам приходилось все время лежать на полу, чтобы искать и подбирать шары..."

7 августа 1916 г., стр. 186

 Императорская семья во время путешествия в Румынию.
Императорская семья во время путешествия в Румынию.

"...Было очень приятно видеть Исизаки З. И. вчера за завтраком. Он издали показывал Ольге меню и в то же время говорил ей, что помнит свои письма, которые писал ей в Могилев по-японски. Я сидел между дядей Георгием и дядей Павлом, поэтому чувствовал себя непринужденно и не стеснялся. Теперь я должен пойти и переодеться в черное для панихиды. В наши дни у нас постоянно есть молитвы для мертвых".

601,1291, 28 сентября 1916 г., стр. 205

 Великая княжна Татьяна Николаевна в форме сестры милосердия.
Великая княжна Татьяна Николаевна в форме сестры милосердия.

"...Сейчас читаю книгу "Розарий" на английском языке. Ты ее читал. Мне это очень нравится.

30 октября 1916 г., стр. 208

Изображение Ал. Федоровны.  ( брошь в жемчуге)
Изображение Ал. Федоровны. ( брошь в жемчуге)

"...Прошло уже 2 года с тех пор, как была организована дорогая больница Большого дворца, поэтому мы должны пойти и посетить концерт там. Там будет ваш друг Лерский. Я буду рад видеть его, так как он хороший человек, с которым можно поговорить, и обычно рассказывает много смешных вещей. Сейчас я у мамы... Я думаю, что я должен закрыть, так как я должен закончить две рубашки для офицеров, которые покидают наш госпиталь и придут попрощаться сегодня..."

3 ноября 1916 г., стр. 210

"...Вы не представляете, как приятно было слышать голос Алексея по телефону. У меня такое чувство, что вы стали ближе к нам, но самое главное - нас никто не может подслушать, потому что, когда инженер соединяет наши две линии, он отключается..."

23 февраля 1917 г., стр. 223

"...Я пишу тебе из своей спальни. Ольга и Татьяна отдыхают в соседней комнате, а Алексей лежит в постели в игровой комнате. Мистер Гиббс сидит у своей постели в белом халате доктора. Выглядит очень смешно. Мама, Швыбз и я тоже носим комбинезоны, чтобы не заразить другие платья..."

1917, стр.

277,278

 Великая княжна Ольга Николаевна., сестра Марии.
Великая княжна Ольга Николаевна., сестра Марии.

"...Теперь я сижу посреди нашей спальни. Все они лежат где-то вокруг меня. Мать лежит на диване, а Ольга, Татьяна, Анастасия и Алексей лежат в кроватях. У Татьяны болит ухо, поэтому ее голова покрыта бинтами, и она ничего не слышит. Ольга потеряла голос из - за сильного кашля. Швыбз и Алексей лучше других, они единственные, кто говорит громко. Алексей пытается запрыгнуть в постель, что ему запрещено. Лили (Ден) сидит на полу и тихо разговаривает с матерью. Я обычно остаюсь с ними в течение длительного времени, разговаривая с ними или глядя в окно. У каждого из них в постели свое животное-питомец..."

601,1291, 1917,стр. 297

"...Сестер по-прежнему держат в кроватях в темной комнате, но Алексею это надоело, и его перевели в игровую комнату, где он не занавешивает все окна. Сегодня Жилик, я и он отливали пули из жести и ему это очень понравилось. МамА весела, хотя ее сердце еще не совсем в порядке. Теперь я провожу все свое время с мамА, так как я единственная, кто не болен и может ходить. Я также делю с ней постель, чтобы быть ближе к ней на случай, если кто-то захочет ее увидеть или что-то сказать. Лили Ден спит в Красной комнате рядом со столовой на диване, где раньше спала Ольга. Она близкий друг и во всем нам очень помогает. Мы видим наших казаков и солдат из окон. Вчера мы с мамА пошли в подвал посмотреть, как они там устроились. Там была полная темнота, так как днем в доме нет электричества. Солдаты были очень милы; когда мы проходили мимо, они вскочили со своих соломенных кроватей, где они лежали, чтобы поприветствовать мамА. Нас вел привратник, который нес свечу и давал солдатам команду "смирно!" Вчера у нас здесь была служба. Икона Знамения Пресвятой Богородицы была принесена из церкви для сестер. Мы чувствовали себя лучше весь день после этого..."

601,1291, 1917, стр. 282,283

"...Сейчас я со Швыбзом. Она лежит в постели и пьет чай. Вчера она еще могла работать, и мы смотрели из окон на дорогих казаков и других солдат. Солдаты были замечательные. Они боролись друг с другом, толкали друг друга и падали на снег, согреваясь. Виктор (Эрастович Зборобский - казачий сотник свиты Ее Величества) тоже был мил. Он все время разговаривал с солдатами, и они толпились вокруг него. Он рассказывал им разные смешные вещи, и они громко смеялись. Затем он закурил сигарету и предложил им сигареты из своего портсигара. Во второй половине дня мы увидели из окна Шуры (Александра Теглева) казаков с их лошадьми, стоящих вокруг своих офицеров и поющих свои песни вполголоса. Затем принесли сено, и они накормили своих лошадей; затем они пошли в подвал, чтобы поесть. Для них всегда был готов ужин и чай. Во дворе располагались небольшие передвижные кухни..."