Современное молитвенное правило на сон грядущим» было собрано в XIX веке из разных древних молитв, которые использовались до этого в различных последованиях. Так, молитва святого Макария Великого «Что Ти принесу…» встречается в приложениях к Часослову уже с XII века.
Приведем ее текст на церковнославянском языке:
Что́ Ти принесу́, или́ что́ Ти возда́м, великодарови́тый Безсме́ртный Царю́, ще́дре и Человеколю́бче Го́споди, я́ко леня́щася мене́ на Твое́ угожде́ние, и ничто́же бла́го сотво́рша, приве́л еси́ на коне́ц мимоше́дшаго дне сего́, обраще́ние и спасе́ние души́ мое́й стро́я? Ми́лостив ми бу́ди гре́шному и обнаже́нному вся́каго де́ла бла́га, возста́ви па́дшую мою́ ду́шу, оскверни́вшуюся в безме́рных согреше́ниих, и отыми́ от мене́ весь по́мысл лука́вый ви́димаго сего́ жития́. Прости́ моя́ согреше́ния, еди́не Безгре́шне, я́же Ти согреши́х в сей день, ве́дением и неве́дением, сло́вом, и де́лом, и помышле́нием, и все́ми мои́ми чу́вствы. Ты Сам, покрыва́я, сохрани́ мя от вся́каго сопроти́внаго обстоя́ния Боже́ственною Твое́ю вла́стию, и неизрече́нным человеколю́бием, и си́лою. Очи́сти, Бо́же, очи́сти мно́жество грехо́в мои́х. Благоволи́, Го́споди, изба́вити мя от се́ти лука́ваго, и спаси́ стра́стную мою́ ду́шу, и осени́ мя све́том лица́ Твоего́, егда́ прии́деши во сла́ве, и неосужде́нна ны́не сном усну́ти сотвори́, и без мечта́ния, и несмуще́н по́мысл раба́ Твоего́ соблюди́, и всю сатанину́ де́тель отжени́ от мене́, и просвети́ ми разу́мныя о́чи серде́чныя, да не усну́ в смерть. И посли́ ми А́нгела ми́рна, храни́теля и наста́вника души́ и те́лу моему́, да изба́вит мя от враг мои́х; да воста́в со одра́ моего́, принесу́ Ти благода́рственныя мольбы́. Ей, Го́споди, услы́ши мя гре́шнаго и убо́гаго раба́ Твоего́, изволе́нием и со́вестию; да́руй ми воста́вшу словесе́м Твои́м поучи́тися, и уны́ние бесо́вское дале́че от мене́ отгна́но бы́ти сотвори́ Твои́ми А́нгелы; да благословлю́ и́мя Твое́ свято́е, и просла́влю, и сла́влю Пречи́стую Богоро́дицу Мари́ю, Ю́же дал еси́ нам гре́шным заступле́ние, и приими́ Сию́ моля́щуюся за ны; вем бо, я́ко подража́ет Твое́ человеколю́бие, и моля́щися не престае́т. Тоя́ заступле́нием, и Честна́го Креста́ зна́мением, и всех святы́х Твои́х ра́ди, убо́гую ду́шу мою́ соблюди́, Иису́се Христе́ Бо́же наш, я́ко Свят еси́, и препросла́влен во ве́ки. Ами́нь.
Обращение души моей
Автор начинает свою молитву с риторического вопроса: что могу я принести, что могу воздать Небесному Царю? Я, который ничего доброго не сделал, Царю, который провел меня до самого конца дня, причем провел не просто так, а устроив обраще́ние и спасе́ние души́ мое́й.
Слово обращение является церковнославянско-русским паронимом. Его значение здесь «влечение». То есть Господь в течение дня проводит нас через такие события, которые помогают спасению души и влечению ее к Богу.
Далее автор просит у Бога милости – ведь в течение дня он лишил себя всякого доброго дела, даже, напротив – творил беззакония, теперь же просит отнять от него все лукавые мирские помыслы.
Сохрани от сопротивнаго обстояния
Святой Макарий просит прощения за все свои грехи – о которых знает и забыл, о тех, что сделал словом или делом, помыслом и любым своим чувством.
Между просьбами о прощении святой молит Бога, чтобы Своей властью и силой сохранил его от вся́каго сопроти́внаго обстоя́ния.
Слово обстояние имеет в церковнославянском языке два основных значения. Первое – «осада», второе, в котором его и следует понимать здесь, – «бедствие или невзгоды».
Без мечтания и сатанинской детели
Затем святой вновь просит Господа избавить от сетей диавола и спасти его душу, а также осветить его во время Второго Пришествия во славе, а сейчас дать уснуть не в осуждение. Автор также просит следить за ним, чтобы его мысли во время сна были не в смущение и сам сон без мечта́ния, что можно понимать так – «без наваждений или призраков».
Всю же сатанину детель, то есть все дьявольские дела, святой Макарий просит отнять от него и, наоборот, открыть очи сердца. Всего этого он просит у Бога, чтобы сон не стал для него смертью.
Изволением и совестию
Далее святой просит послать ему Ангела Хранителя для избавления от врагов, чтобы после сна сразу начать благодарить Бога. Святой Макарий просит Господа его услышать, так как молится он изволением и совестию, что значит по собственной воле и совести.
Святой молит о возможности наутро учиться словам Господа, а уныние, насылаемое бесами, которое может помешать этому, просит отгонять ангельскими силами.
Подражает человеколюбие
После основной части молитвы святой Макарий говорит о Богородице, просит принять молитвы Той, которую Господь Сам дал нам в заступление.
Вем – «знаю», что Богородица подражает, то есть «не просто следует, но усиленно как бы подталкивает» Спасителя к человеколюбию и не перестает молиться за нас. В завершение молитвы святой автор просит о том, что является центром всей молитвы – соблюди. То есть сохрани душу, сохрани ее, заступлением Богородицы, Крестным знамением и ради всех святых.
Велика сокровищница молитвословий Православной Церкви, но насколько же она велика, настолько мала часть, видимая нами, если мы будем читать эти тексты механически, не осмысливая прочитанное, не вникая в смысл слов, которые принадлежат великим подвижникам веры.
#церковнославянский #церковь #кириллица #языки #православие #православные святые #молитва #православный молитвослов #вечернее правило
Текст подготовил Георгий Мамонов.
Не бойтесь ставить 👍 и подписываться на канал «Всегда живого церковнославянского»