В России продолжается реализация одного из самых масштабных дорожных проектов — строительство скоростной автомагистрали М-12, которая к 2024 году должна протянуться от Москвы до Екатеринбурга через Нижний Новгород и Казань. Новая трасса позволит разгрузить М-7 «Волга» и в целом повысить безопасность движения на этом направлении.
Дотянуть до Монголии
Далее трасса пойдет до Тюмени и Челябинска. Эти планы 28 февраля 2022-го подтвердили во время совместной встречи глава Росавтодора Роман Новиков и полномочный представитель президента РФ в УФО Владимир Якушев. Более того, ранее вице-премьер Марат Хуснуллин заявил о перспективе дотянуть магистраль через Новосибирск до границы с Монголией. По словам чиновника, уже прорабатывается вопрос финансирования. Напомним, проект М-12 реализуется с 2020 года.
Будущая трасса (категория IА-IБ) протяженностью около 1,6 тыс. км (от Москвы до Екатеринбурга) будет иметь четыре полосы движения и расчетную скорость 120 км/ч. На всем протяжении она пройдет без пересечения с другими дорогами в одном уровне. Пешеходные переходы будут под землей или непосредственно над трассой.
Один из самых длинных мостов России
Только на участке до Казани предусмотрено возведение порядка 350 искусственных сооружений, включая экопереходы (специальные мосты для диких животных) и 19 транспортных развязок. При этом в отношении последних в феврале текущего года стало известно, что возможно строительство дополнительных дорожных сооружений.
Одним из самых сложных и крупных объектов станет переход через Волгу протяженностью 3,34 км и общим весом 45 тыс. тонн. По первому показателю он войдет в число десяти крупнейших мостов России. Конструкцию на 28 опорах, из которых лишь три на суше, начали строить осенью 2021-го. В ноябре был завершен первый, а через два месяца и второй этап надвижки металлоконструкций — всего 133 м пролетного строения.
Вторым по протяженности сооружением на трассе станет вантовый мост на 17 опорах через Оку — 1,37 км. Объект на границе Нижегородской и Владимирской областей (район Мурома) планируется завершить к концу весны 2023-го. В настоящее время (март 2022-го) продолжается возведение пилонов высотой 80 м. Третьим по длине мостом на М-12 станет сооружение через реку Сура (Чувашия) — 930 м.
Доехать от Москвы до Казани по новой трассе можно будет за 6,5-7 часов; столько же времени займет путь от столицы Татарстана до Екатеринбурга. Сейчас дорога между этими городами занимает почти в два раза больше времени.
Санкции ударят, но не сильно
Введенные Западом санкции и повышение курса доллара неизбежно отразятся на проекте. Однако, в «Автодоре» уверены, что работы будут закончены в срок. При этом в компании не отрицают, что трудности не обойдут стройку. В частности, из-за введенных санкций она может подорожать. На сколько — сказать пока сложно.
Еще в декабре прошлого года (до известных событий) Марат Хуснуллин говорил о том, что стоимость вырастет с 623 млрд руб. до примерно 800 млрд руб. (речь об участке «Москва – Казань»). Это связано, в том числе с увеличением цены на материалы. Плюс дорога до Екатеринбурга — еще около 260 млрд руб.; и далее до Тюмени и Челябинска — 200-250 млрд руб.
По словам Вячеслава Петушенко, возглавляющего «Автодор», проект зависит от зарубежных поставок лишь на 5%, но они имеют стратегическое значение. Речь идет в первую очередь об асфальтоукладочной технике и бетонных заводах. Тем не менее он считает, что не стоит ожидать сильного удорожания проекта, а возникшие сложности назвал вполне решаемыми.
В статье использовано изображение с Информационно-аналитического портала о дорогах России roads.ru