«Сыночка, ты же знаешь, наша Ксюшенька в институт поступать будет в этом году! В медицинский хочет, умница наша! Внученька моя родная, а твоя кровиночка, крестница твоя!» - такими причитаниями начинались и заканчивались вот уже довольно продолжительное время все разговоры Ольги Ивановны, когда Михаил звонил ей справляться о здоровье или навещал ее, редко, к сожалению, но потому что жил в другом городе. «Да, знаю, – отвечал он – Пусть готовится старательно к экзаменам»
«Ой, да как сейчас готовиться, в эту пандемию! Только с репетиторами! Столько денег на них уходит! Я почти всю пенсию за этих репетиторов отдаю, и ребята, Андрюся с Павликом, тоже помогают!» Ребята - это два других сына Ольги Ивановны, Ксюша была дочкой Андрея, младшенького.
«Ну, Андрей понятно, он должен не помогать, а в целом Ксюшу обеспечивать, он вообще-то ее отец! А Павел как помогает, у него зарплата небольшая, и свой сын еще маленький?» - поинтересовался Миша. «У того ребенка и так все есть!» - взорвалась было Ольга Ивановна, но тут же продолжила, более спокойно – «А Андрюсик так много работает, старается, но денег все равно не хватает, сыночек, все на Ксюшеньку тратим, лишь бы поступила!»
В этом, кстати, вся бабушка - Ксюшенька любимая, а двое других внуков – «тот ребенок» и «эта девочка».
Миша делал вид, что не понимал маминых «тонких намеков», желал Ксюше успешной сдачи экзаменов, но возмещать Ольге Ивановне ее добровольные расходы не горел желанием.
А ближе к весне, к ЕГЭшкам, Ксюша вдруг решила, что хочет стать военным врачом! Массированные атаки в Мишкин огород сменились работой тяжелой артиллерии, ведь в Военно-медицинской Академии и уровень подготовки абитуриентов на порядок выше, и ехать на сборы нужно, физподготовку сдавать, а это и далеко, и дорого!
«Сыночек! Ксюша едет в Санкт-Петербург! С Андрюшей, он ее повезет. Так много денег нужно для поступления! И подготовиться, и одеть девочку, она у нас красавица! - снова и снова убеждала Мишу Ольга Ивановна – Ты ведь выучил свою девочку за границей, и наша Ксюшенька не хуже!» И опять – «Она кровиночка твоя, ты ведь ей крестный папа!»
Миша, будучи юристом, оценивал ситуацию критически, спрашивал Ольгу Ивановну – «Мама, вы знаете, какие условия поступления в эту Академию? Какой огромный конкурс? Вы в курсе, что там на первом месте идет сдача спортивных нормативов, достаточно жестких для девочек, потом осуществляется профессиональный отбор, тоже весьма строгий и специфичный, и лишь в последнюю очередь приемная комиссия будут смотреть ваши оценки ЕГЭ?»
«Да, у Ксюшеньки пять по физкультуре! И она все знает!» - бабушка не отступала, а на Мишино предложение – «Может быть, вы рассмотрите какой-нибудь другой вариант с поступлением, попроще?», разразилась тирадой возмущения и раздражения – «Мы в твоих советах не нуждаемся, разберемся сами, не хочешь Ксюше и мне помогать, так и скажи, и не лезь в таком случае со своими нравоучениями!»
Михаил без сомнения согласился с выдвинутым ультиматумом, оставил свои бесплатные советы при себе, а Ксюша со своим папой сели в поезд и двинулись в путь. После первого же испытания – бег на один километр, где из пятнадцати девушек Ксюша пришла тринадцатой, потому как две девочки вообще сошли с дистанции, ее отправили собираться домой. Ну и ничего страшного, на обратном пути они с папой в Москву заехали, погуляли, столицу посмотрели, а почему нет, если из Петербурга уехали быстро и сэкономили немного!
Ксюша поступила в медицинский, не в самый престижный, к сожалению, но тот год для всех был отмечен весьма странной схемой зачисления абитуриентов, когда некоторые дети со средними оценками поступили без проблем, а отличники, пока решали, какой ВУЗ или факультет выбрать, в списки счастливчиков не попали. Ксюше повезло. Бабушка и сейчас передает ей значительную часть пенсии.