Найти тему
Гипермышление

И снова о методах обучения...

Нет нет, да и тянет поговорить о методах обучения. То ли это поиск "серебряной пули", этакого чудо-метода который решит все проблемы студентов и нерадивых работников, поднимет квалификацию программистам и советникам Президента.

Порой кажется, что в обучении мы упускаем что-то важное, иногда теряем методы, а затем снова открываем и выдаем за новинки. Когда вы в последний раз что-то изучали используя "Метод Сократа" или скажите, а вы были на коллоквиуме? Я уже не говорю про старую добрую "мусорную корзину" или новый и злой метод "Квест-обучение". Не пора ли выйти за парту, или отправиться на пробежку, слушая при этом лекцию?

Мой ответ - не пора, пока мы не имеем представления о разнообразии методов и не знаем целей обучения, научения или развития.

Методов много, очень много!
Методов много, очень много!

Попробуем снова и снова навести порядок в чемодане с методами, приемами и инструментами, а заодно вспомнить преимущества и недостатки каждого из них.

И конечно же вы на канале Гипермышление и к нам на помощь приходит Матричный метод, где мы попробуем воспользоваться одним из приемов и не просто заполнить элементы, а выстроить систему по двум осям:
по оси Х (абсцисс) -
регламент обучения, от жесткого к мягкому;
по оси Y (ординат) -
чему учить, от известного к неизвестному.

Начнем с левого нижнего угла, где у нас жесткий регламент обучения, есть учебный стандарт, учебный план и каждая минута расписана, а теперь и записана на YouTube в виде видеолекции (ни взять, ни дать), И как вы уже догадались - это старые добрые лекции! Семинары и остальное идут в нагрузку)) и ученикам и учителям. И кажется что мы все знаем и вот вот научимся! И если бы так и было, то остальные методы и приемы нам не понадобились!

(с) Пономарев И.П. Составлено автором канала
(с) Пономарев И.П. Составлено автором канала

Если с "РЕГЛАМЕНТОМ" обучения - как бы все понятно, т.е. это формализованность процесса, его описание, "что", "как" и "когда" говорить и что делать! От полной определенности (слева), когда учитель задает ритм процессу обучения, до полной импровизации (справа), когда ученик задает ритм процессу обучения. При чем под импровизацией я понимаю как взаимодействие учителя и ученика, так и самостоятельные действия ученика на свое усмотрение в процессе этого самого обучения/научения.

То с пониманием вертикали - "ЧЕМУ УЧИТЬ" могут быть проблемы. Так как мы привыкли, что обучать можно только тогда, когда ЗНАЕШЬ чему учить. А тут появляется момент, когда мы НЕ ЗНАЕМ чему учить?
Это и так и не так одновременно!
Мы не знаем, чему научится ученик!?
Мы не знаем чему ему надо обучаться!?
Мы не знаем чему он хочет обучаться!?
Мы не знаем, какие знания потребуются завтра!?
Мы только знаем, что многого не знаем в меняющемся мире!

Поднимаясь по матрице вверх мы сталкиваемся с методами, которые позволяют учиться новому, неизвестному даже учителю!

Так "деловые/ролевые игры" одновременно могут учить на разных уровнях, кто-то учится соблюдать правила, а кто-то их нарушать. В игре присутствуют несколько слоев для действия, а значит научится можно разным вещам, и не всегда тому, что заложили в игру организаторы.

Если мы поднимемся на верх, то например, можем увидеть "обучение на рабочем месте" - как метод обучения, который предполагает отношения "мастер - ученик", что делает процесс формализованным со стороны процесса обучения, так как он "знает" как что и как надо было делать в прошлом, но с точки зрения "чему учить", т.е. знаний необходимых в будущем - здесь большой вопрос. Но мы можем все это исправить, если перенесем их отношения в мастерскую, пригласим людей "из будущего", кто знает что будет и владеет умениями необходимыми в XXI-м веке организуем пространство, кофе-брейки. Обучение будет известным вещам, а вот процесс пойдет по-разному, кому-то надо приладится к инструменту, а кому-то захочется послушать, а кому-то потребуется забыть всему, чему его учили. У каждого будут свои затыки и успехи.

(с) Пономарев И.П. Составлено автором канала
(с) Пономарев И.П. Составлено автором канала

При выборе методов обучения задайте себе два вопроса:
1. Знаете ли вы то, чему собираетесь учить/учиться ?
2. Представляете ли вы себе, как проходит процесс ?

Ответы на эти вопросы с ориентируют вас в выборе метода или подскажут чем можно дополнить процесс обучения сотрудников.

____
ИП/2022/03/04


Продолжение следует...

...