Тюменское музейно-просветительское объединение скорбит вместе со всей культурной общественностью региона о безвременном уходе выдающегося живописца, графика, педагога Михаила Михайловича Гардубея. Михаил Гардубей оставил яркий след в тюменском искусстве и немало сил вложил в его формирование, воспитав не одно поколение молодых художников.
Творец жив в своих творениях. Предлагаем почтить память о мастере, пройдя вместе с ним вехи его творческого пути через произведения, хранящиеся в музейных фондах Тюмени и Тобольска.
1970-е. Время монументальных работ. Казалось бы, соцзаказ – не поле для реализации оригинальных идей. Но грандиозное панно «Блюхер» (1974 г.), которое создано по заказу Тюменского краеведческого музея, наследует стилистические принципы житийной иконы. А в масштабном триптихе «Русь», над которым М.М. Гардубей работал совместно с Д.М. Бобоничем, авторы проявляют лучшие принципы советской школы монументальной живописи, демонстрируя глубину символического обобщения, и, вместе с тем, протягивают нить традиции от древнерусских фресковых росписей через авангард к современности. Находиться в потоке мирового искусства – всегда было отличительной чертой метода Гардубея.
1980-е. Одна из ведущих тем этого периода – освоение Тюменского севера. Эпический размах индустриальных пейзажей, с одной стороны, призван отразить масштаб грандиозных преобразований эпохи, а, с другой, словно передает восхищение художника перед этими бескрайними просторами сибирской земли, расстилающимися перед его взором. Колористическая гамма становится предельно скупой, уступая место графическим эффектам.
В это же время выкристаллизовывается интерес художника к литературным сюжетам: Гардубея привлекает мистическая атмосфера «Фауста» Гёте и возвращенного из небытия булгаковского романа «Мастер и Маргарита». Зыбкие струящиеся иллюзорные формы перетекают и в триптих «Конформизм» (1988), наполненный сложной для интерпретации символикой. Выделяется на этом фоне распадающихся форм удивительно цельный персонаж, который станет одним из главных в творчестве художника, – это рыцарь печального образа Дон-Кихот. В картине 1985 года он предстает поверженным, но не сломленным.
1990-е. Смена эпох, тяжело переживаемая всей страной, закономерно привела к эскапизму. Внутренний взор художника разворачивается к прошлому, чудесным образом преломленному через призму фантазии. Итогом этого «бегства из настоящего» стали удивительно яркие нарядные сцены народных праздников («Коляды», «Пасхальный день», «Бетлегем»). А полотно «Затюменка» (1997 г.) с панорамным видом исторической части города, словно перекидывает мостик к главной теме начала 2000-х – ностальгии по старой Тюмени.
2000-е. Первое десятилетие. Стремительное изменение лица областной столицы с наступлением нового тысячелетия болезненно сказалось на тех, кто всем сердцем любил милый провинциальный облик «столицы деревень». Михаил Гардубей – здесь не исключение. Однако Тюмень уходящая в его графических и живописных работах стала мистическим образом преображаться, приобретая некий надмирный, духовный план. Программное полотно, запечатлевшее этот процесс, – «Небеса обетованные» (2003 г.), где городское пространство словно «истончается», становится пеплом, а мощные клубящиеся облака будто вбирают в себя энергию, покидающую землю.
В художественных фондах Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника и Музейного комплекса им. И.Я. Словцова в совокупности хранится 30 произведений живописи и графики, созданных Михаилом Гардубеем. Много это или мало? Вопрос философский. Если сравнить с другими музеями, то можно сказать, что Тюменское музейно-просветительское объединение обладает наиболее полной из существующих авторской коллекцией художника. Если же посмотреть с точки зрения отражения творческого пути, определенно можно сказать, что в музейном собрании не представлены работы второго десятилетия XXI века. А они, несомненно, этого заслуживают.
Общеизвестно, что в исторической памяти обыкновенно художник остается благодаря музейной институции, из поколения в поколение передающей культурное наследие и способствующей его популяризации.
Автор: Елена Владимировна Рындина. Старший научный сотрудник центра учёта, хранения и популяризации музейных фондов ГАУК ТО ТМПО