Найти тему

Небеса обетованные Михаила Гардубея

Тюменское музейно-просветительское объединение скорбит вместе со всей культурной общественностью региона о безвременном уходе выдающегося живописца, графика, педагога Михаила Михайловича Гардубея. Михаил Гардубей оставил яркий след в тюменском искусстве и немало сил вложил в его формирование, воспитав не одно поколение молодых художников.

Творец жив в своих творениях. Предлагаем почтить память о мастере, пройдя вместе с ним вехи его творческого пути через произведения, хранящиеся в музейных фондах Тюмени и Тобольска.

1970-е. Время монументальных работ. Казалось бы, соцзаказ – не поле для реализации оригинальных идей. Но грандиозное панно «Блюхер» (1974 г.), которое создано по заказу Тюменского краеведческого музея, наследует стилистические принципы житийной иконы. А в масштабном триптихе «Русь», над которым М.М. Гардубей работал совместно с Д.М. Бобоничем, авторы проявляют лучшие принципы советской школы монументальной живописи, демонстрируя глубину символического обобщения, и, вместе с тем, протягивают нить традиции от древнерусских фресковых росписей через авангард к современности. Находиться в потоке мирового искусства – всегда было отличительной чертой метода Гардубея.

Моя родная земля. Центральная часть триптиха «Русь». 1970е. Тюмень. ДВП, темпера. 105х164 см Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник
Моя родная земля. Центральная часть триптиха «Русь». 1970е. Тюмень. ДВП, темпера. 105х164 см Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник

1980-е. Одна из ведущих тем этого периода – освоение Тюменского севера. Эпический размах индустриальных пейзажей, с одной стороны, призван отразить масштаб грандиозных преобразований эпохи, а, с другой, словно передает восхищение художника перед этими бескрайними просторами сибирской земли, расстилающимися перед его взором. Колористическая гамма становится предельно скупой, уступая место графическим эффектам.

Тюменский край. 1985. Тюмень. Холст, масло. 100х125 см Тобольский историко - архитектурный музей-заповедник
Тюменский край. 1985. Тюмень. Холст, масло. 100х125 см Тобольский историко - архитектурный музей-заповедник

В это же время выкристаллизовывается интерес художника к литературным сюжетам: Гардубея привлекает мистическая атмосфера «Фауста» Гёте и возвращенного из небытия булгаковского романа «Мастер и Маргарита». Зыбкие струящиеся иллюзорные формы перетекают и в триптих «Конформизм» (1988), наполненный сложной для интерпретации символикой. Выделяется на этом фоне распадающихся форм удивительно цельный персонаж, который станет одним из главных в творчестве художника, – это рыцарь печального образа Дон-Кихот. В картине 1985 года он предстает поверженным, но не сломленным.

Дон Кихот. IV. 1985. Тюмень. Картон, масло. 65х95 см Музейный комплекс имени И.Я. Словцова
Дон Кихот. IV. 1985. Тюмень. Картон, масло. 65х95 см Музейный комплекс имени И.Я. Словцова

1990-е. Смена эпох, тяжело переживаемая всей страной, закономерно привела к эскапизму. Внутренний взор художника разворачивается к прошлому, чудесным образом преломленному через призму фантазии. Итогом этого «бегства из настоящего» стали удивительно яркие нарядные сцены народных праздников («Коляды», «Пасхальный день», «Бетлегем»). А полотно «Затюменка» (1997 г.) с панорамным видом исторической части города, словно перекидывает мостик к главной теме начала 2000-х – ностальгии по старой Тюмени.

Затюменка. 1997. Тюмень. Холст, масло. 74х112 см Тобольский историко-архитектурный 
музей-заповедник
Затюменка. 1997. Тюмень. Холст, масло. 74х112 см Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник

2000-е. Первое десятилетие. Стремительное изменение лица областной столицы с наступлением нового тысячелетия болезненно сказалось на тех, кто всем сердцем любил милый провинциальный облик «столицы деревень». Михаил Гардубей – здесь не исключение. Однако Тюмень уходящая в его графических и живописных работах стала мистическим образом преображаться, приобретая некий надмирный, духовный план. Программное полотно, запечатлевшее этот процесс, – «Небеса обетованные» (2003 г.), где городское пространство словно «истончается», становится пеплом, а мощные клубящиеся облака будто вбирают в себя энергию, покидающую землю.

Небеса обетованные.  2003. Тюмень. Холст, масло. 70х85 см Музейный комплекс имени И.Я. Словцова
Небеса обетованные. 2003. Тюмень. Холст, масло. 70х85 см Музейный комплекс имени И.Я. Словцова

В художественных фондах Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника и Музейного комплекса им. И.Я. Словцова в совокупности хранится 30 произведений живописи и графики, созданных Михаилом Гардубеем. Много это или мало? Вопрос философский. Если сравнить с другими музеями, то можно сказать, что Тюменское музейно-просветительское объединение обладает наиболее полной из существующих авторской коллекцией художника. Если же посмотреть с точки зрения отражения творческого пути, определенно можно сказать, что в музейном собрании не представлены работы второго десятилетия XXI века. А они, несомненно, этого заслуживают.

Общеизвестно, что в исторической памяти обыкновенно художник остается благодаря музейной институции, из поколения в поколение передающей культурное наследие и способствующей его популяризации.

Автор: Елена Владимировна Рындина. Старший научный сотрудник центра учёта, хранения и популяризации музейных фондов ГАУК ТО ТМПО