235-й Отдельный авиационный отряд, специализировавшийся на обслуживании первых лиц государства, с середины шестидесятых годов занимался также и перевозкой обычных пассажиров по расписанию Аэрофлота СССР. Делалось это в первую очередь для того, чтобы обеспечить экипажам отряда должный налет. Так как члены Политбюро передвигались по стране и за рубеж довольно редко. Среди читателей этого материала есть коллеги, принимавшие непосредственное участие в тех событиях. Поэтому, если они захотят, то дополнят сказанное мною, за что им заранее большое спасибо.
Итак, первые рейсы с пассажирами отряд начал в декабре 1964 года на самолетах Ил-18 и Ту-124. Использование правительственных самолетов и экипажей на обычных рейсах во времена СССР было информацией под грифом ДСП, поэтому в служебных расписаниях перевозчик под этими рейсами не указывался, а стюардесса, объявляя рейс пассажирам, говорила, что «рейс выполняется экипажем Аэрофлота». Тогда как на всех остальных линейных рейсах стюардессы обязательно указывали перевозчика словами типа: «рейс выполняет экипаж Внуковского производственного объединения гражданской авиации...»
В 1965 году были открыты следующие рейсы. На Ан-24 рейс 979/980 Внуково — Харьков — Николаев, 985/986 Внуково — Харьков — Анапа. На Ил-18 рейс 651/652 Внуково — Сочи и рейс 771/772 Внуково — Симферополь. На Ту-124 рейсы 801/802 Внуково — Симферополь, 1095/1095 и 1097/1098 Внуково — Таллин.
Да, кстати. Мало, кто помнит сейчас, что в 235 отряде были даже Ан-24 в количестве одиннадцати экземпляров с 1965 по 1968 гг.
В 1968 году в отряде происходит замена Ту-124 на новый тип — Ту-134. При этом старые самолеты передаются в другие управления страны. Первоначально самолеты Ту-134 в 235-м ОАО эксплуатировались в компоновке на 56 пассажирских кресел. 15 мая 1968 года отрядом открыт рейс на Ту-134 в Мурманск, 23 июня в Омск, а 15 ноября 1968 года — в Сочи.
В 1972 году в отряд начали поступать самолеты Як-40. Максимального числа их — восемь экземпляров — отряд достиг к 1975 году. С 1973 года на них стали выполняться регулярные пассажирские рейсы в Ивано-Франковск, а в дальнейшем и в другие города страны.
В 1977 году Министерство гражданской авиации СССР запланировало открыть с 1 января 1978 года пассажирские рейсы с салонами первого класса на самолетах Ил-62 и Ту-154. Обслуживание рейсов с салонами первого класса на Ту-154 было поручено 235-му отряду. В салоне самолетов на этих рейсах было двенадцать мест для пассажиров первого класса с компоновкой сидений 2+2 и большим шагом кресел. В пути в первом классе пассажирам давали улучшенное питание и спиртные напитки. Отряд обслуживал три таких рейса: 1213/1214 Москва — Минеральные Воды, 1645/1645 Москва — Симферополь и 1045/1046 Москва — Сочи. Во второй половине восьмидесятых годов я запомнил на этих рейсах машины 85435, 85482, 85567 и 85578.
В 1986 году 235-й ОАО открыл пассажирский рейс на Ил-18 Москва — Ленинград. Он выполнялся один раз в неделю, по вторникам. Как говорили ветераны отряда, этот рейс организовали для того, чтобы пилоты летали на единственный оставшийся в СССР тренажер Ил-18 в Академии ГА. Заодно и пассажиров перевозили.
Здесь интересно отметить, что последние пассажирские Ил-18 ушли из предприятия в 1979 году. Там остались три самолета Ил-18Д обеспечения правительственной связи: СССР-75453, СССР-75454 и СССР-75464. Мне довелось несколько раз полетать пассажиром на этих самолетах на рейсе 1131 Москва — Краснодар в начале девяностых годов. Оборудование располагалось во втором пассажирском салоне вдоль всего ряда иллюминаторов, отгороженное от пассажиров перегородкой, выкрашенной в цвет обивки салона.
А один раз, летом 1991 года, к моему глубокому сожалению, на рейсе 1131 произошла замена и вместо Ил-18 поставили Ту-134А СССР-65919. Я был весьма опечален этим обсотятельством.
В 1987 году силами отряда была организована доставка специалистов из Москвы на полигон Сары-Шаган в Карагандинской области Казахской ССР. Этот рейс был секретным, в расписании его не указывали, а по громкой связи в аэропорту Внуково объявляли кратко: «Начинается посадка на рейс 567» без указания конечной точки маршрута. При этом в электронной справочной, вероятно по недосмотру, этот рейс высвечивался, а пунктом назначения в справочной значилось «Камбала», что являлось позывным аэродрома Приозерск полигона Сары-Шаган.
Таким образом, налетом на пассажирских рейсах были обеспечены экипажи почти всех типов воздушных судов отряда. Почти, потому что в отряде были ещё Ил-62. Для обеспечения налета, экипажи и самолеты по определенному графику перелетали в московский аэропорт Шереметьево и выполняли оттуда пассажирские рейсы по расписанию ЦУМВС.
Справочные данные:
Хронология открытия пассажирских рейсов 235-го отряда:
На Ан-24
Анапа через Харьков 1965 - 1966
Николаев через Харьков 1965 - 1966
На Ил-18
Анапа 1983
Краснодар 1973 -
Ленинград 1986 -
Нукус 1988 -
Омск 1970 - 1971
Симферополь 1965 - 1966
Сочи 1965 - 1973
Херсон 1984
На Ту-124
Горький 1966 - 1968
Мурманск 1966 - 1968
Симферополь 1965
Сочи 1964, 1966-1968
Таллин 1965 - 1966
На Ту-134
Жданов 1983
Мурманск 1968
Омск 1968 -
Симферополь 1978, 1984
Сочи 1968 - 1977
На Ту-154 (рейсы с салоном первого класса)
Минеральные Воды 1978 - 1990
Симферополь 1978 - 1990
Сочи 1978 - 1990
На Ту-154 (для нужд Министерства обороны)
Приозерск 1987 -
На Як-40
Жданов 1976 - 1987, 1990 -
Ивано-Франковск 1973 - 1977
Ижевск 1980 -
Кривой Рог 1988
Николаев 1978
Херсон 1986 -
Спасибо за внимание!