«Почему у всех разное мышление?» Такой вопрос мне вчера задали. Наверное в двух словах будет объяснить не очень просто, но я попробую.
Где "норм"
Каждый из нас рос в семье с определенными принципами, устоями, установками. Каждый из нас формировал свою точку зрения исходя из той среды, в которой ему было … комфортно. Где было «норм».
Родовое мышление
Чаще всего мышление формируют примеры … примеры со стороны родителей. Их сейчас принято называть «родовые сценарии». Когда ты 15 лет видишь определенное поведение и отношение к чему-либо, то априори это перенимаешь.
В надломе, лет в 16-17, происходит переоценка. Человек или принимает «родовой сценарий» или отвергает его полностью. Становится этаким инакомыслящим (историю же мы помним, да?). Семья очень часто этому сопротивляется. Непривычно. Странно. Как-то не по-семейному.
И это вторая ступень формирования мышления — устоять или сдаться.
Третья ступень — закрепление решения. Где-то в 25 лет жизненная позиция приблизительно сформирована. Дальше она будет приобретать контуры.
Конфликт мышлений
А когда сталкиваются два СОВЕРШЕННО разных мышления — происходит конфликт. Потому что одному всю жизнь говорили, что любое время года — прекрасно, а другому — хорошо только лето.
Как они должны друг друга понять?
Просто перестать доказывать свою правоту.
Мораль
Каждый должен действовать в рамках закона? Хорошо. А как же мораль?
Задам встречный вопрос «какая мораль?». Само понятие «мораль» слишком шатко и неустойчиво. Она у всех тоже СВОЯ, потому что сформирована на МЫШЛЕНИИ.
Счастье
Мне очень нравится фраза:
Подумай: ты хочешь быть прав или СЧАСТЛИВ?
Это же гениально, уместить всю глубину различия мышлений в такое короткое предложение.
Мышление — это не только отношение к ситуациям или преобладающие настроения. Это еще и приоритеты, способность контролировать себя, принятие ответственности.
Я не очень люблю вот эти все слова в стиле «осознанность», они так заезжены, что кажутся приторными.
Мне знакомы люди, которые постоянно ругают все кругом. Дороги, больницы, телевидение, отсутствие зарплат, низкие пенсии. Я держусь от таких дальше.
Ближе ко мне находятся те, кто живет с позицией «помоги себе сам», т. е. им ничего не должно государство, но они при этом остаются на его стороне. А если права нарушены, то он идет их защищать, а не ноет.
И я не пытаюсь никого перевоспитывать против воли. Со мной меняют люди мышление, но только по личному желанию, просто начинают прислушиваться.
А есть те, кто меня люто ненавидит за мои точки зрения. Но они мои. А как их понимают и воспринимают другие - это проблема других.