Есть у нас в семье маленькая милая попрошаечка. Посмотрит на тебя своими огромными глазами, улыбнётся умильно:
-А ты мне это подаришь?
-Ну конечно, забирай.
Это племянник мой, Ваня. Хорошо иметь старших братьев, а двоюродных - ещё лучше. Видятся нечасто, так что не успевают надоесть друг другу. И в комнатах у них - куча всего, в своё время ценного, но с годами ценность подрастерявшего. А для Вани в 5 лет - это всё как раз "сокровища". Каждый раз он выходит от мальчишек сосредоточенный, чтоб всё подаренное не уронить - шарики, фигурки, мелкие машинки - мне каждый раз приходится искать коробочку, чтоб переправить сокровища к бабушке.
Филипп поначалу раздражался:
-Чего он всё просит? У него дома гора игрушек больше наших двух.
Пришлось проговорить этот вопрос:
-Ты можешь отдать братику то, что тебе не жалко или ты сам хочешь отдать. Если большого робота жаль, ты вправе отказать. Просто говоришь: "Нет. Он мне самому нужен. Без обид".
-А, ну ладно тогда.
Ваня понятливый. Нельзя робота - можно что-то другое. Кажется, ему важна не сама вещь, а радость от того, что ему дарят.
Ну и вот недавно мы с его бабушкой на кухне пили чай, а Ваня пошёл в комнату Фила с наказом человечков из создаваемого форта не вынимать и робота не разбирать. Это он уже знает. Но в последнее время его привлекает нечто другое. Денежки.
Узнал, зачем нужны эти "волшебные бумажки", завёл себе копилочку и начал заглядывать всем в кошельки:
-А это какая у тебя денежка?
-2000 рублей.
-А ты мне такую подаришь?
-Эээ, как-нибудь в другой раз.
-Хорошо. А когда будет этот другой раз?
И вот пошёл он в этот раз к Филиппу в комнату, пока Фил был в школе, и увидел валяющуюся денежку, 100 рублей. И взял. Ну а что? У брата вон сколько всего много по всей комнате (не свинья, а творческий человек), он может и не заметит. Или сам бы отдал, если бы присутствовал - он же много чего Ване отдаёт.
Фил и правда не заметил. Там, в этом творческом беспорядке, и слона немудрено не заметить. Зато бабушка дома заметила. Точнее, Ваня не утерпел и ей похвалился. И тут же получил отличнейшую лекцию про воровство.
-Ты что, украл?
-Нет, я просто взял. Там у него ещё много других есть. И железненькие и бумажные.
-Ну мало ли, что у него есть!
После того, как малыш всё осознал, мама позвонила мне и обрисовала ситуацию. Ваня стоял рядом и горестно вздыхал в трубку.
-Что, стыдно? - спросила бабушка, прикидываясь строгой.
-Стыдно... - ответил осознавший.
Потом попросил не говорить ничего Филиппу, а он в следующий приезд незаметно положит денежку на место. Строгая бабушка сказала "так уж и быть".
***
Мне кажется, с момента, когда ребёнок начинает интересоваться деньгами, надо придумывать ему возможность подзаработать. У нас, в частном доме, с этим проблем не возникало: принести кирпич - 10 коп., собрать миску вишни - 1 рубль. Причём, Максу гораздо больше нравилось таскать кирпичи.)
Нам в детстве позволялось сдачу после похода в магазин оставлять себе - трудился же, ходил.
А как вы знакомите своих детей с вопросом: "Откуда берутся деньги?"? Поделитесь, мне интересно.
***