Найти тему

Историческая память о личности Вацлава Нижинского очень сильно искажена

Сегодня я хочу подвести небольшие промежуточные итоги.
В пятой своей публикации о Нижинском я сформулировала цель, ради которой я всё это затеяла. А именно: я хочу доказать, что историческая память о личности Нижинского очень сильно искажена. Причём это не случайность, это было сделано намеренно. Чем дальше я углубляюсь в эту тему, тем больше убеждаюсь в этом. Представьте на минуту, что вы никогда ничего не читали о Нижинском и впервые узнали о нём из моих предыдущих 20-ти публикаций. Какой образ складывается об этом пока ещё мальчике? Примерно так:

В дошкольном возрасте - это супер-гиперактивный, очень ловкий, бесстрашный, любознательный, упорный, находчивый, общительный, быстро приспосабливающийся к новой обстановке ребёнок. Он рано начал говорить, причём на двух языках. С 5-ти лет его начали учить читать и писать и тоже на двух языках. С 5-ти лет он выступает с концертными танцевальными номерами и по-настоящему работает в цирке. Это мальчик с ранними задатками гениальности из очень сложной семьи. Семья сложнейшая, как из-за отношений родителей, предательства отца, фобий матери, инвалидности брата, так и из-за кочевого образа жизни.

В школьном периоде – это мальчик, который совершенно стоически переносит тяжелейшую травлю со стороны сверстников, при полном отсутствии поддержки со стороны семьи и администрации школы. У него есть психологическая особенность - в стрессовой ситуации он впадает в ступор. Он учится в закрытом интернате, оторван от матери и всё держит в себе, ничего не выносит за стены школы. Он невероятно силён физически и отстаивает своё место под солнцем нешуточными драками с другими мальчиками. При этом он ясно понимает своё предназначение и свою цель, ради которой готов идти на лишения и даже унижения. Он героически переносит тяжелейшее покушение на свою жизнь. После 5 дней в коме, он улыбается этому жестокому миру, прощает всех, и не держит ни на кого зла.

Т.е. уже в этом раннем возрасте (12 лет) проявляется его абсолютно всепрощенческий характер. Что касается его танцевальных, физических, творческих, актёрских данных, в школе равных ему нет и не было никогда. Учителя понимают это с первых же уроков. Ученики тоже, что и вызывает у них ненависть. В подростковом возрасте проявляется влюбчивая, страстная натура Вацлава. С 14-15 лет у него всегда есть девушка или девушки – предметы его обожания и желания (судя по его дневникам вовсе не платонического). Бронислава упоминает с пол-дюжины женских имён о которых точно известно. Наверное их было больше.
Чтобы составить такой портрет юного Нижинского я просто использовала 4 первоисточника: Бронислава, Бурман, Ромола и дневник самого Вацлава. Больше ничего. Самое интересное, что первые 3 автора, как бы они недолюбливали друг друга, описывают абсолютно одного и того же человека. Т.е. одни и те же события они описывают по-разному, а Вацлава всегда одинаково. Его характер, поведение, реакции, переживания.
А теперь давайте вспомним, какой образ Нижинского этого периода был навязан нам ранее: заторможенный, тупой, апатичный, вечно с открытым ртом, не понимающий вопросов, обращённых к нему, неуклюжий, оживающий только во время танца. Подчиняющийся чужой воле. Аутист. Дислектик.
Заметили ли вы разницу? И это только начало.
Продолжение следует...