Найти тему

Вацлав Нижинский и Георгий Розай

Георгий Альфредович Розай (1887 — 1917)
Отец – итальянский подданный Торквато Альфредо Розай (берейтор у герцога Лейхтенбергского), мать – крестьянка Матрена Фоминишна. Старший брат – Евгений (1885–1956) - выступал с лошадьми в цирке на Фонтанке. Младшая сестра – Клавдия – мать Юрия Николаевича Григоровича (род.1927 г.)
В 1898 г. поступил в Императорское Театральное училище, одноклассник Нижинского. Выпуск 1907 г. Талантливый характерный и гротескный танцовщик. 1907-1915 – на службе в Мариинском театре. 1909-1911 - участник Русских сезонов Дягилева. В 1910 г. обвенчался с дочерью купца второй гильдии Е. Токмачевой. Детей не было. В 1912 г. открыл в Петергофе на имя жены гостиницу. Умер в апреле 1917 г. от туберкулёза в Петергофе. (у Ричарда Бакла – в 1912 г. от пневмонии – это ошибочные сведения). Это если коротко.
Теперь подробнее.
Известно, что у Георгия Розая был сложный характер. Он действительно был талантливым танцовщиком, но с Нижинским сравниться не мог никто. Мысль о том, что если Нижинского не будет, то он, Розай, будет первым, не давала ему покоя. Ревность сжигала его. Из всех одноклассников Розай был самым непримиримым, но все понимали, что не будь Нижинского, они могли бы развиваться по мере своих способностей. А пока Вацлав маячил перед глазами, они ясно ощущали бессмысленность своих стремлений. Не думаю, что мальчики хотели убить Вацлава (когда организовали его прыжок через пюпитр), но покалечить хотели, может быть подсознательно. Вацлаву было 12 лет, остальным 13-14. И это был не совсем несчастный случай, скорее это было покушение на здоровье. И участвовали в этом все, включая Бурмана. Но только Бурман затем осознал содеянное, признал Гений Вацлава и стал его другом. Интересно, что все участники этого покушения, кроме Бурмана, не дожили до 30 лет.

Бронислава так описывает отношения Вацлава с одноклассниками в дальнейшем: «Они нарочно создают брату в Училище дурную славу, чтоб отметки у него были хуже, чем у них. Вацлав очень вспыльчив. Они дразнят его, вызывают на драку, а потом всю вину взваливают на него».

Из дневника Директора Императорских театров Теляковского (07.02.1905): «В Театральном училище есть воспитанник, некто Розай, который за 5 лет пребывания в школе подвинулся еще лишь до 3-го класса. На днях он явился к доктору и заявил, что у него так расстроены нервы, что он за себя не отвечает. … Словом, будучи 18-ти лет в 3-м классе, он вообще весьма сомнительный господин, и вот этот-то никуда не годный тип заявляет, что у него нервы и он за себя не может отвечать. Я поручил инспектору … вызвать отца Розая … и ему объяснить, что если сын его не может за себя отвечать, то ему надо его взять из Училища, ибо мы подобных господ не можем держать у себя …»
Как бы там ни было, но в сентябре 1907 г. в интервью «Петербургской газете», балетмейстер М. Фокин отметил следующее: «Среди танцовщиков хорошие надежды подают Розай и Нижинский. Оба они будут участвовать в новых балетах».

В феврале 1909 г. Розай и Нижинский вместе танцевали в балете «Эвника», в котором исполняли трудный характерный танец на бурдюках, наполненных водой, изображая танцевальное состязание двух рабов – Белого (Нижинский) и Черного (Розай). Победителем становился тот, кто, танцуя дольше, продержится на упругом и скользком бурдюке. Их вызывали на бис.
Весной 1909 г. Розая пригласили для участия в «Русских сезонах» Дягилева. Розай очаровал зрителей, исполняя труднейшую партию Шута в балете «Павильон Армиды». Под впечатлением от парижского выступления, после окончания сезона, Розаю, вместе с шестью другими шутами, предложили 2-х месячный контракт с лондонским мюзик-холлом «Колизей».
За ежедневное исполнение 5-ти минутного танца, Розай получал 800 руб/ мес. По мнению В. Красовской, успех одного номера навредил танцовщику. В погоне за заработком, Розай обрекал себя на амплуа только гротескного танцовщика. Однако успех за границей помог ему подняться по карьерной лестнице в России. В Мариинском театре он был переведен в разряд вторых танцовщиков. Его оклад составлял 1200 руб/год. Но после триумфов за границей, рутина казенного театра угнетала Розая и со временем он потерял интерес к выступлениям. Это послужило одной из причин его увольнения из Мариинского театра в 1915 г. После этого Розай много болел и умер от туберкулёза в 1917 г.

Выпуск 1907 г. слева стоит Вацлав Нижинский, справа сидит Георгий Розай
Выпуск 1907 г. слева стоит Вацлав Нижинский, справа сидит Георгий Розай
Георгий Розай
Георгий Розай
Георгий Розай в роли главного шута в балете «Павильон Армиды» 1909 год
Георгий Розай в роли главного шута в балете «Павильон Армиды» 1909 год