В 2021-м и 2022 годах произошли два события, связанные с одним мощным советским локомотивом — первом в своем роде. Речь о «рождении» и первых успешных испытаниях паровоза серии ФД20 (по первым буквам — Феликс Дзержинский. Машину, которые одни машинисты называли «Феликсом», «Железным Феликсом» или даже «Федюком», а другие звали более ласково — «Федя», построили в Луганске в 1931 году. Проверку на прочность и другие качества паровоз прошел в первой половине 1932 года. То есть, ровно 90 лет назад. Некоторые из «Феликсов-Федюков-Федей» и сейчас продолжают вести в нашей стране трудовую вахту.
Безусловно, ФД20 (осевая формула 1-5-1, вес — 134 тонны, диаметр движущих колес — 1500 мм, мощность при расчетной силе тяги — 2000 л. с.) — локомотив интересный и вполне заслуживает того, чтобы о нем писали. Это подтверждают и многочисленные публикации на просторах интернета. Пожалуй, сегодня в глобальной паутине можно найти все, что касается легендарного паровоза. Я прочитал и проанализировал некоторые из публикаций, пообщался со знатоками. В итоге, определил 5 наиболее любопытных, на мой взгляд, фактов об этой железнодорожной махине.
Факт 1. Индустриализация СССР плюс опыт США
Паровоз спроектировали за 100 дней и построили еще за 70. Просто фантастические по тем временам сроки. Рекорд стал возможен благодаря гениальности советских конструкторов и грамотно использованному западному опыту. В частности, американскому.
В 1931 году в Советский Союз, переживавший индустриальный подъем, в рамках контракта были поставлены тяжелые локомотивы серий Та и Тб. Собственных аналогов в нашей стране пока не было. А вот задача по увеличению объемов грузоперевозок по железой дороге, напротив, была. Поставлена на правительственном уровне. И эти объемы стремительно росли. Вот и потребовались более мощные «американцы», пока у СССР не появятся собственные тяжелые паровозы. Обязательным условием контракта была поставка локомотивов вместе с чертежами и прочей конструкторской документацией. Советские разработчики тщательно изучили эти документы, обратив внимание на сильные и слабые места штатовских паровозов.
В итоге, в советском государстве, сперва на бумаге, а потом и в «железе» появился локомотив, ставший родоначальником целого семейства паровозов — сильных, мощных, выносливых. Настоящих трудяг стальных магистралей. Кстати, впервые в истории СССР был изготовлен паровоз, в котором применялись такие достижения передовой инженерной мысли (того времени), как циркуляционные трубы, камера догорания, механический податчик угля в топку (стокер) и многое другое.
Факт 2. На 100% «железный Феликс»
Интересна и история наименования паровоза, почему именно на его будке появились литеры «ФД». Несмотря на явный политический подтекст, инициатива поступила не «сверху», а «снизу». Можно сказать, сам народ (точнее его прогрессивные и технически подкованные представители) захотели, чтобы новый советский паровоз стал таким воплощением «железного» Феликса — человека волевого, целеустремленного, непоколебимого и беспощадного к врагам.
Вот как объяснили свое намерение в октябре 1931 года (когда локомотив был готов) члены ударной бригады «золотниковых тяг и маятников»:
«В честь одного из лучших наркомов путей сообщения, организатора борьбы за обновление и реконструкцию социалистического транспорта, чекиста, непримиримого борца с контрреволюцией, саботажем и вредительством, верного часового пролетарской страны, железного Феликса Дзержинского, назвать его именем паровоз типа 1-5-1, присвоив ему серию "ФД"» (цитата из «Википедии — свободной энциклопедии»).
«Наверху» инициативу одобрили. В итоге, новый паровоз получил громкое имя.
Факт 3. Рекорд малоизвестный и не побит
Об этом я узнал от сотрудников Ростовского музея СКЖД, у которого есть собственная открытая площадка с путями протяжностью почти 2 км. Здесь представлены более 80 образцов железнодорожной техники (вся на ходу). В том числе и паровоз ФД20-1679, построенный Луганским заводом уже в 1935 году.
«С этой машиной связан такой факт, — рассказали работники музея. — В 1938-м на паровозе ФД20-1679 был установлен рекорд мощности. Состав весом в 10,5 тысячи тонн. На Уральской железой дороге этот состав провел машинист Блинов по участку длиной 80 километров. До сих пор этот рекорд не побит».
В других источниках, открытых и не очень, я не увидел информации о рекорде Блинова. Возможно, плохо искал. Если у вас есть об этом не столь скудные факты, буду признателен за подробности (в комментариях) или за ссылку на источник (там же).
Факт 4. Безымянный подвиг большого паровоза
Во время Великой Отечественной войны сильный и мощный ФД не только помогал доставлять грузы, но и совершать подвиги. Дело было на Донбассе. На одну из крупных станций прорвался немецкий бронепоезд и принялся обстреливать территорию населенного пункта. Один из железнодорожников не просто остановил врага — уничтожил его.
В Советском Союзе СМИ часто рассказывали об этом случае. Вот что писал, например, журнал «Техника – молодёжи» в мае 1974 года:
«Старый машинист (имя его, к сожалению, не удалось установить) быстро поднялся в стоявший под парами на запасных путях паровоз ФД20... и помчался навстречу фашистскому бронепоезду. Советский машинист совершил беспримерный в истории вождения паровозов подвиг — встречным тараном он сбросил вражеский состав под откос и погиб сам».
Из таких вот подвигов, известных и безымянных, и складывалась общая Великая Победа.
Факт 5. «Феликса» заменил «Серго»
В 2010 году на российские экраны вышел «Край». Заметные роли в картине сыграли Сергей Гармаш и Владимир Машков. Но среди главных героев фильма были и паровозы. «Край» получил достаточно самых разных отзывов и от кинокритиков, и от знатоков ж/д техники. И далеко не все из них позитивные.
Не буду пересказывать всего, что связано со съемками «Края». Остановлюсь лишь на одном, как мне кажется, вполне любопытном факте. Роль выдуманного режиссером Алексеем Учителем паровоза серии ФШ-М («Фишман») сыграл тяжелый локомотив «Серго Орджоникидзе» (серии СО18), который построили в 1934 году, то есть, после того, как ФД уже выпускали в СССР более двух лет.
В создании «Серго» конструкторы использовали все лучшее, что было в отечественном паровозостроении на тот момент. Например, от «Феликса» СО18 досталась бегунковая тележка. По неофициальным данным, создатели фильма «Край» на роль «Фишмана» хотели «пригласить» легендарный ФД20-1. Однако на момент съемок не смогли найти ни одного работоспособного паровоза. В результате, роль ФШ-Ма досталась «Серго».
За возможность узнавать много интересного об отечественных локомотивах хочу сказать огромное спасибо всем источникам, к которым есть доступ. Речь, в частности, о «Википедии», дзен-канале «Заповедная магистраль» и Ростовском музее СКЖД.
Если вам понравилась статья, ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на канал.
До скорых встреч.
#паровоз #локомотив #история #завод #музей