Найти тему
Старпер

Каждый ли старикан ностальгирует о коммунистических временах нашей страны?

 Признаться, очень хотел вставить сюда не эту, а другую карикатуру, сильно мне в советские времена понравившуюся и по чьему-то недогляду прорвавшуюся на страницу журнала (даже кажется, "Крокодила).                                                                                                                                                                                                                                                                                             На ней группа киношников снимает красивую жизнь. Перед объективом камеры выстроена мизансцена со всеми обязательными атрибутами синекуры.                               При этом вся киногруппа одета кто в ватники, кто в старые свитера. Вся одежда в заплатках. Тележку с затрапезной кинокамерой они толкают с трудом, т.к. вместо колес установлены спилы дерева...                                                                                                                      Не нашел, к сожалению. Ну и ладно. Пусть будет эта.
Признаться, очень хотел вставить сюда не эту, а другую карикатуру, сильно мне в советские времена понравившуюся и по чьему-то недогляду прорвавшуюся на страницу журнала (даже кажется, "Крокодила). На ней группа киношников снимает красивую жизнь. Перед объективом камеры выстроена мизансцена со всеми обязательными атрибутами синекуры. При этом вся киногруппа одета кто в ватники, кто в старые свитера. Вся одежда в заплатках. Тележку с затрапезной кинокамерой они толкают с трудом, т.к. вместо колес установлены спилы дерева... Не нашел, к сожалению. Ну и ладно. Пусть будет эта.

Нынешний молодой народ в большинстве своем даже не слышал о таком звере как Общественная собственность на средства производства.

Любому человеку моего поколения стотысячно прожужжали, вдолбили и зацементировали это понятие.

Куча бытовавших при коммунизме слов, выражений – слоганов, как сказали бы сейчас – от множества повторений потеряла для нас в те времена всякий смысл, мы их не замечали. Слова и фразы эти ни в одном из имеющихся смыслов не задевали нашего сознания: они не были частью нашей повседневной жизни, но мы с ними при этом и не спорили, даже внутренне.

Так вот, собственность, возможно, и была общественной, но потрогать ее, отщипнуть от нее что-то для себя нам (тем, кто был воспитан в духе «не бери чужого») и в голову прийти не могло. Получалось, что лежала где-то большая золотая гора, о существовании которой знали все, но видели единицы. А дальше – как во дворе, где мы завидовали пацанам, чьи мамы были билетершами в кинотеатре. В кино, как известно, вход всем исключительно по билету, но ей Богу, мы не случайно завидовали везунчикам, имевшим правильную маму.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Отец своим орденом Ленина гордился. Ценил его. Я ценю отца и ценю его орден. Я горжусь отцом.

Если же отбросить мою и отцову гордость, себестоимость изделия (даже при принятии на веру утверждения о наличии в материале какой-то доли драгметаллов) не особо велика.

Орден был получен за то, что он, благодаря своей сметке, трудовым навыкам, упорству и выносливости не хуже героя известной песни раз за разом мог «две нормы залудить».

В те времена я и представить себе не мог, что в «строго плановой» соцэкономике это могло в какой-то ситуации оказаться даже вредным. Данный парадокс был разъяснен стране позднее, когда настало время «срывать маски со всех и вся». Все же я надеюсь, что в самом передовом в СССР (да и в РФ) - оборонном секторе, вред от производственной самодеятельности отца как-то сгладился полезным недовыполнением нормы другими товарищами.

Помимо ордена отец получил от государства квартиру. А от кого еще тогда можно было что-либо получить? Именно «получить» - других вариантов не было. Существовало еще «достать», но родители мои этого не умели. Хорошо работать умели, а «достать» - нет. В лучшем случае им удавалось иногда «взять» в магазине то, что время от времени «выбрасывалось».

Квартиру нашей семье, состоявшей из шести законных членов, а также бабушки, отцовой матери, приглашенной «для количества» из деревни, дали трехкомнатную, «распашонку», размером в 43 кв. метра, на первом этаже самой первой в Северодвинске хрущевки. Счастливы мы все были безмерно.

Квартира казалась нам огромной. А как иначе? До того мои молодые родители жили в этом городе 4 года (вместе со мной, своим первенцем) в бараке, а потом все разраставшаяся семья провела 8 лет в одной из коммунальных комнат деревянного дома (со всеми «прелестями» топки дровами, с походами в выходные в баню, с керогазами и толчеей на коммунальной кухне). Как бы ни выглядело это из сегодняшнего дня, для того времени получение квартиры казалось чудом. Без всяких скидок.

А сейчас – насчет общественной собственности.

Государство дало отцу орден и квартиру. Государство давало ему вполне приличную для тех времен зарплату. Государство дало мне, моим сестрам и брату бесплатное среднее образование. Мне и одной из сестер - также бесплатное высшее. Давало – чаще по мелочи – и еще кое-что. Не особо мы болели – но давало, например, и бесплатное медицинское обслуживание.

И все равно, я абсолютно уверен, что в итоге пресловутая общественная собственность ничего не потеряла от факта существования нашей семьи, а наоборот, сильно выиграла от труда моих родителей. Отец и вовсе был асом в своей рабочей профессии. С его разрядом на огромном, многотысячном Севмашпредприятии были единицы. Совершенно очевидно: отцу немало недодавалось в интересах общественной собственности и в интересах героев-недодавальщиков производственных норм. Ближе к пенсии над отцом посмеивались (а кто-то в бригаде и ненавидел), когда он выполнял свои 189% нормы. Ведь до уровня 125% платили премию за перевыполнение, а после этой цифры не добавляли к зарплате ничего. При этом приходившие на участок нормировщики делали замеры по результатам работы именно моего отца, который – то ли в силу своего крестьянского воспитания, то ли рабочей гордыни – не мог валять ваньку и в этих ситуациях, а работал так же, как всегда.

Нынешние коммунисты и сочувствующие оным не так активно, но используют любимую песенку пропагандистов тех времен о несправедливостях зарубежного капитализма. Голоса их нынче потише и пожиже только лишь потому, что массе людей удалось съездить в другие страны, увидеть все своими глазами, сравнить и сделать собственные выводы.

Мое мнение насчет справедливости неоригинально, оригинальность побоку: главное, что это мнение мое. Абсолютно справедливых обществ в истории человечества не было и не будет. Справедливое общество под названием «коммунизм» - мечта и утопия. Такое общество может существовать лишь в мире совершенных людей. А внушавшаяся нам идея воспитания сказочно совершенного человека через совершенствование производственных отношений мне, абсолютно не критичному, даже в те времена казалась самым уязвимым звеном в ладном зданьице научного коммунизма. Сейчас же я убежден, что надежда человека на джекпот и на возможность «сказку сделать былью» очень и очень принимается во внимание пропагандистами и идеологами для правильного построения своей работы и достижения заданных в ней целей.

Главным мотивом большей или меньшей поддержки нынешних рулевых страны со стороны огромного числа моих сограждан является четкий посыл: "Не хочу, чтобы повторились 90-е годы". То есть, иного, чем нынешнее, и того, что было в 90-е, в жизни существовать не может.

При этом моя покойная теща, прожившая тяжелейшую жизнь и закончившая ее в своем небольшом поселке под Сыктывкаром, в ответ на эти разговоры замечала: "А мы здесь и до того так жили!".

Зная ее нравственные качества, многажды убедившись в большом природном уме этой женщины, которой тяжелая судьба не дала возможности получить достойное образование и которая работала простой уборщицей, я не могу ее словам не верить.

Вопрос справедливости не так прост, как кажется многим. Интересно: человек зачастую пытается спроецировать свое видение этого элемента социальной жизни на окружающую природу в надежде поймать от нее, как от зеркала, некое отражение, подсказку.

Но природа сама по себе и внутри себя к этой теме глуха. Она может выступать в ней только как страдательный элемент и только будучи преломляемой человеческим сознанием. Однако в вечной трагедии "волк утащил овечку" процент адвокатов лесного разбойника предсказуемо будет меньше числа защитников права на жизнь мирного парнокопытного. Овечка изначально своя. Даже, пусть она, собственно, не своя, а чужая овечка. Отнять у ЧЕЛОВЕКА овечку несправедливо. Справедливо, если он сам ее съест.

Так вот. Пообщавшись с волком, я узнал от него, что тот просто обязан был ее утащить. Что в лесу ждал корма выводок волчат. Что работать по найму и зарабатывать столярным ремеслом его никто не научил и что вообще он не знает кто, но кто-то жестко установил для него соблюдаемый им modus vivendi. Санитарно-лесные заслуги свои он также в разговоре не забыл.

Я глубоко убежден, что коммунальные войны человека (здесь могу похвастаться большим собственным ветеранством), малые, большие и мировые войны человечества связаны со стремлением удовлетворить чувство справедливости. Хорошее чувство, да? Одна беда - у каждого 'эта справедливость своя.

А потому - пожалуйте, вот вам война. За что-то не сражались бы, а за справедливость как не постоять?

Совсем не предопределен был мирный переход от прежнего нашего коммунистического "нечта" к нынешнему "черт знает чему". Просто "настоящих буйных" очень удачно оказалось слишком мало.

Главное - не верить неким говорунам, что нынешнее закономерно. И не верить другим говорунам, что сломан правильный путь, ведший к лучезарности лучезарного.